До открытия бренда Камилла Реутова 10 лет работала в консалтинге и не была связана с модой. Но в 2016 г. она решила превратить своё увлечение в бизнес и запустила свой трикотажный бренд без инвестиций и большого капитала — на личные сбережения с зарплаты.
За пять лет марка Present Simple выросла из неопытного стартапа в крупный трикотажный бренд премиум-сегмента, который работает только с итальянскими фабриками и выпускает коллекции высокого европейского качества.
В интервью Камилла рассказала, почему оставила успешную карьеру в международном консалтинге, как основала марку без больших вложений и как обучение в
помогло ей грамотно выстроить стратегию бизнеса.
По образованию я юрист, закончила Томский государственный университет, училась в магистратуре Высшей школы экономики в Москве. После окончания учёбы я работала юристом в международных консалтинговых компаниях KPMG и BCLP — там я занималась сделками слияния и поглощения компаний. Я строила карьеру почти 10 лет и искренне любила свою работу.
Деятельность в консалтинге очень интенсивна: в день я обычно работала по 10-12 часов. При таком графике сложно выделить время на разные увлечения, нужно грамотно расставлять приоритеты. Моим хобби была мода. С самого детства мне нравилось шить, смотреть показы, следить за трендами, читать книги и журналы о моде. Это было моим способом отдохнуть и переключиться.
В 2010 году активно начали появляться и развиваться российские бренды, такие как I am studio, 12Storeez и другие небольшие марки. В этот же период Instagram становился эффективной площадкой для продаж. Тогда я подумала, что тоже могу создать что-то своё и продвигать его через Instagram.
Я решила начать с трикотажа: мне показалось, что на рынке не хватает качественных трикотажных изделий по разумной цене. Я сама сталкивалась с этой проблемой: можно было купить либо очень дорогие трикотажные вещи люксовых брендов, либо же масс-маркет посредственного качества. Постепенно начинали появляться локальные бренды трикотажа: TAK.ORI выпускали интересные шапки, Lalo — кардиганы, Mirstore — джемперы. Я начала погружаться в эту тему просто как любитель, записалась на курсы. Совместно со мной проектом занимались и другие сооснователи — моя сестра Рината Загидуллина и подруга Таня Ягодкина. Все обязанности мы делили между собой.
Марка в течение полутора лет развивалась в формате хобби. Я считаю, что это один из самых безопасных способов начать собственное дело и снизить риски. Помогло и совпадение: через полтора года я ушла в декрет, и у меня появилось больше времени на развитие бизнеса.
Так как у меня нет профильного образования и опыта работы в индустрии моды, для старта в первую очередь мне нужны знания. Своё обучение я разделила на три направления.
Первое направление — получение технических навыков. Я собиралась создавать марку трикотажа, поэтому я пошла на курсы вязания на бытовых машинах. Я посмотрела и изучила процесс создания полотна, разобралась в нитках. Это был короткий двухмесячный экскурс, который позволил мне в общих чертах понять промышленную сторону производства одежды.
Второе направление — ведение бизнеса в сфере моды. Я прошла обучение на курсе «
Трикотажная коллекция от создания до успешных продаж
» Людмилы Норсоян в Fashion Factory.
Третье направление — продвижение бренда. Существует много механик продвижения в Instagram и других социальных сетях, важно их знать и применять, чтобы увеличивать узнаваемость и количество клиентов.
был полон полезной информации.
Так, она упомянула, что трикотаж и лён будут популярны, а в то время они почти не были распространены.
был полезен рабочими контактами. Одна из преподавателей была директором фабрики, где мы впоследствии начали вязать наши изделия. Другой преподаватель оказался представителем поставщика пряжи.
Когда я только начинала, я не знала, что в трикотаже есть определённый минимум для первой партии. Ты не можешь прийти в цех и сказать, что тебе нужно 10 платьев. В трикотажной индустрии минимальный объём — это около 100 единиц продукции. В этом и заключается барьер для входа. Ты не можешь выбрать несколько моделей, произвести небольшое количество, посмотреть, что хорошо продаётся — нужно заказывать большой объём. Получается, что ты ещё не знаешь спроса на конкретную вещь, но тебе нужно её продать.
Наша первая коллекция включала: две модели джемперов, кардиган, кардиган ручной вязки и шапки. На старте у нас была другая концепция. Коллекция была выполнена в стиле рустик с акцентом на флористические орнаменты. Центральным предметом был джемпер с узорами цветов, вышитых крючком.
Я выдвигала гипотезы о том, какое изделие может пользоваться большим спросом, но мои ожидания не подтвердились — всё оказалось совсем наоборот. Бестселлерами стали те изделия, на которые я не делала ставку, а мои фавориты вообще не продавались, например шапки. Оказалось, что мы не угадали с размером, и для большинства людей они были малы.
По этой причине я не поддерживаю идею о выпуске монопродукта на старте бизнеса. Я считаю, что это слишком рискованно. Нужно делать несколько продуктов, хотя бы три, далее тестировать спрос на них. Далее из этого возможно делать монопродукт. Часто бывает так, что дизайнер влюбляется в свой продукт, ему кажется, что это самое красивое из имеющегося на рынке, но на самом деле он может не учитывать массу аспектов и неправильно предсказать спрос.
Цикл от идеи до запуска первой коллекции занял чуть больше полугода. За этот срок я внесла около 1,5 миллионов рублей личных средств. В эту сумму входило и прохождение обучения. Кредитов и займов я не брала, это были мои накопления и личные средства. Основные затраты уходили на оплату пряжи и производство. Полная сумма была нужна не сразу, я расходовала её постепенно: в месяц тратила от 100 до 200 тысяч рублей.
Конечно, с ростом бизнеса вложения увеличиваются, но в то же время вы начинаете получать прибыль. Я считаю, что нужно иметь хотя бы 1 миллион на старте. Как только начнутся продажи, можно реинвестировать прибыль и делать закупки на следующий сезон. Поэтому и важно обучение, чтобы не ошибиться и вывести марку в плюс после первой коллекции. Я не могла себе позволить работать в убыток продолжительное время, поэтому бренд начал приносить деньги после запуска первой коллекции.
Наши предпочтения и тренды изменились. Сейчас мы делаем фокус на минималистичную одежду нюдовых цветов. Один из наших хитов — костюм из кашемира в спокойных тонах (бежевые, серый). Помимо трикотажа мы расширили ассортимент и открыли швейную линейку. Она появилась в марте, как раз когда началась пандемия.
Мы закупаем ткани и пряжу на итальянских и европейских фабриках. Сейчас из-за того, что курс рубля слабеет, а нам не хочется уходить в дорогой сегмент, важно быть доступными для широкой массы аудитории, мы ищем пути удешевления материалов. Начинаем рассматривать Китай и Турцию, чтобы найти классные ткани такого же качества по более доступной цене. Некоторые модели создаем в ограниченном количестве, так как используем ткани из остатков заказов крупных брендов класса люкс. Это позволяет продавать вещи высокого качества, но по более низким ценам.
Сейчас ассортимент Present & Simple очень расширился: можно собрать полный гардероб. Мы начинали с четырёх моделей, а сейчас мы выпускаем по 10-15 новых моделей каждый месяц. Производство по трикотажному и швейному направлениям расположено в Москве и Московской области. Это даёт нам возможность полностью контролировать производственный процесс от создания образцов с выверенной посадкой до выпуска партии. В России рынок производств продолжает формироваться, постепенно появляются новые фабрики. Конечно, случаются сложности с коммуникацией или соблюдением сроков, от каких-то производств мы уходим. Но в целом модная индустрия находится на этапе становления, поэтому производства тоже учатся.
Cейчас в нашей команде почти 50 человек. В основном это специалисты швейного направления. Не так давно мы открыли свой экспериментальный цех, где разрабатывается основная масса образцов. Искать новых сотрудников непросто. Я вижу на российском рынке дефицит молодых технических специалистов, их как будто перестали обучать и выпускать. Надеюсь, что ситуация изменится.
Управлением занимаются генеральный и операционный директоры. Ранее я отвечала за это, но теперь я больше сконцентрирована на задачах, связанных с концепцией бренда и креативом. Мы очень внимательно относимся к поиску сотрудников, обращаем внимание не только на знания, но и на то, как человек подходит к бренду, как относится к нашей корпоративной культуре. Для нас важно, чтобы в команде была позитивная и поддерживающая атмосфера, чтобы все уважительно относились друг к другу. Мы нанимаем людей, ценности которых совпадают с нашими.
Основные каналы продвижения — Instagram и «сарафанное радио». Один шоурум есть в Москве. До пандемии мы планировали открывать больше точек офлайн-продаж, но временно приостановили работу. Сейчас возвращаемся к этому вопросу.
Поначалу я слушала достаточно много лекций предпринимателей, читала много книг по ведению бизнеса. Например, «Феномен Zara» (Ковадонга О’Ши), «Бизнес с нуля. Lean Startup» (Эрик Рис), «Доставляя счастье. От нуля до миллиарда» (Тони Шей). Сейчас я больше стараюсь обмениваться опытом внутри команды. Мы обсуждаем разные кейсы, делимся опытом и идеями по решению вопросов.
За годы работы в консалтинге у меня выработалась привычка много и сфокусировано работать. Если честно, я просто люблю работать. Меня вдохновляет то, чем я занимаюсь. Даже работая много, я никогда не сталкивалась с выгоранием.
Я люблю путешествовать, заниматься закупками, ездить в Европу за тканями — всё это дает мне много сил и вдохновения. Я думаю, самое важное — это любовь к своему делу. Тогда всё будет получаться!
Людмила Норсоян — эксперт трикотажного рынка в России и за рубежом. Людмила вложила свой тридцатилетний опыт в авторский курс «
Трикотажная коллекция: от создания до успешных продаж
». Вы будете учиться у основателей трикотажных брендов и узнаете всё о разработке, производстве и продажах коллекции вязаного трикотажа.