Стандартов красоты не существует, как не существует «стандартной красоты». Даже изучив идеалы прошлых эпох, мы увидим лишь часть истины: Венеру Милосскую, Мону Лизу и Мэрилин Монро критиковали не меньше, чем супермоделей современности, но возможность быть собой и не подстраиваться под чужие вкусы долгое время была настоящей роскошью. Разберемся в том, как возникают идеалы и поищем формулы успеха, чтобы предсказать ближайшее будущее в сфере красоты и моды.
Кому нужны идеалы?
Есть три основных теории того, почему стандарты красоты вообще появились и стали важными для миллионов.
-
Эволюция. С точки зрения выживания вида, привлекательность тесно связана с репродуктивной функцией, поэтому красивой всегда считалась женщина с внешними признаками здоровья, активная и сильная. Густые волосы, ясные глаза, гладкая кожа — все это признаки хорошей активности гормонов. Со временем люди научились имитировать эти признаки при помощи макияжа, одежды, париков. Стандарт красоты существует, и это просто факт природы.
-
Капитализм. Идея «идеала красоты» бессмысленна, если идеала нельзя достичь. Но если его можно имитировать, сделав кожу более темной или более светлой, изменив цвет волос, подчеркнув одеждой нужные пропорции фигуры, то постоянный акцент на красоте и привлекательности сулит немалую прибыль тем, кто придумывает, производит и продает соответствующие средства и инструменты. Стандарты красоты существуют, чтобы приносить прибыль.
-
Средства массовой информации. Исследования показывают, что примерно 88% девочек-подросток хотели бы похудеть. Не стоит винить в этом только силу социальных сетей. До них на женщин влияли глянцевые журналы. Еще раньше — образы из рекламы, звезды кино, героини известных портретов и так далее. На витринах магазинов, на балах и при королевских дворах, на ретушированных фото демонстрируются не реальные лица и тела, а желаемые. Стандарты красоты существуют, чтобы их видели, и потому что мы их видим.
С точки зрения психологии, идеалы красоты экономят время и нервы:
проще принять чужую идею, чем разбираться в собственных эстетических вкусах и пытаться принять свою внешность.
Условный эталон, который формируется под влиянием вкуса и исторической ситуации, часто подается, как что-то одназначное и бесспорное. Но не один человек (и не сотня), глядя на Венеру, Мадонну, Мэрилин, Барби и других общепризнанных красоток своего времени, подумал — «моя девушка лучше». Перечислим основные факторы, которые влияют на формирование идеала.
Запрос эпохи
Исторический контекст важен. Во время войн и бедствий ценили пышнотелых женщин, в изобильные — предпочитали худых. Существует даже «индекс длины юбки», его придумал экономист Джордж Тейлор в середине 1920-х. Он предположил, что длина подола женской юбки может служить индикатором состояния экономики: чем выше подол — тем благополучнее дела обстоят на бирже, и наоборот.
Эстетика не при чем: Тейлор описал корреляцию модных трендов и финансового рынка в контексте одной конкретной сферы легкой промышленности. Чем короче юбки — тем выше потребность женщин в чулках. В финансово трудные периоды, выгоднее носить длинное и на чулки не тратиться. Так что мода не предсказывает экономические кризисы, а реагирует на них. Впрочем, платья действительно стали заметно короче до начала Великой Депрессии 1929 года. А пик первой волны популярности мини-юбок пришелся на период незадолго до нефтяного кризиса 1973 года.
Руководитель нью-йоркского Института костюма Гарольд Кода уверен, что колебания длины подола связаны с душевным состоянием женщин: в моменты пессимизма перед кризисом всем хочется спрятаться, закутаться.
Даже трейдер Виктор Нидерхофер, личный брокер Джорджа Сороса, поддерживает идею: его мнение основано на сравнении длины подола в разные годы XX века с индексом Доу-Джонса (средний показатель курсов акций крупнейших компаний США). Грубо говоря, чем короче была женская одежда, тем активнее работали мужчины. Как только подол удлинялся, мужчины начинали зарабатывать меньше, и индекс падал.
Связь рынка акций в США с длиной подола
Кто диктует моду?
Идеал красоты не появляется из воздуха. Если копнуть, выяснится, что первыми одобрили ту или иную черту внешности какие-то влиятельные люди с собственными вкусами и широкой аудитория. Королевский двор, художники и поэты, кино и подиум, соцсети. Во все времена строили теории, посвященные женской красоте, и писали трактаты именно мужчины — философы, математики, ученые и творцы. А женщины уже самовыражались в заданных рамках, иногда даже не осознавая — объективной истины не существует.
Термин male gaze или «мужской взгляд» впервые использовала кинокритик Лорой Малви: она обратила внимание на то, что в кино героини-женщины всегда показаны так, чтобы подчеркнуть те черты и качества, которые нравятся мужчинам: пассивность, сексуальность в любых, даже бытовых ситуациях, безоговорочная поддержка. Зритель подсознательно отождествляет себя с главным героем, который смотрит на женщину подобным образом, поэтому считают такой образ женщины настоящим и вполне реалистичным.
Героиня Меган Фокс чинит машину, соблазнительно изогнувшись, в фильме «Трансформеры»
Конечно, исключения есть, как есть и female gaze в искусстве. Но в историческом контексте сила желаний одной половины человечества пока еще «весит» объективно больше, чем запросы другой половины. И это не может не повлиять на наши представления о прекрасном.
Маятник вкусов
Простоту всегда сменяет пышная роскошь, яркую сексуальность — интеллектуальная красота, длинные юбки приходят на смену мини. Стремиться за трендами утомительно, проще дождаться, когда трендом станет то, что вы любите и то, что вам идет. Например, если экономически тяжелые времена затягиваются, человек ударяется в идеализацию прошлого и в моду входит ретро.
Сатирический принт сравнивает летнюю моду 1556 и 1796 года. «Слишком много и слишком мало»
Исключения, как правило
Требования к идеалу всегда противоречивы и нелогичны. Например, женская фигура идеальной древней Римлянки должна напоминать мужскую, от женщин солнечной Италии Возрождения общество требует бледной кожи и светлых волос, а современная женщина должна быть одновременно стройной, но фигуристой. Исключения, вроде сочетания тонкой талии с большой грудью, берутся за правило, соблюдать которое непросто.
Цвет волос Мэрилин Монро не всегда был платиновым блондом, но это не все: она отказалась даже от собственного голоса, чтобы стать звездой. Актриса занималась с вокальными тренерами и старалась всегда говорить особым образом, с придыханием и искусственной хрипотцой. Некоторые признаки современного идеала практически недостижимы без вмешательства пластического хирурга. Постоянное стремление к идеалу — верный путь к фрустрации и недовольству собой.
Идеалы разных культур
Общие принципы красоты во многом остаются одинаковыми в самых разных культурах: женщины хотят того, чего у них нет, потому что общество убеждает их в том, что именно это — ключ к успеху. Перебинтованные ноги девочек в Китае, выпрямленные волосы чернокожих женщин в Америке и массовое увлечение диетами в Корее — явное тому доказательство.
Наглядный эксперимент: 40 мастеров из разных стран обработали снимок девушки в соответствии с собственными стандартами красоты.
Оригинал:
Формула красоты: кто ее изобрел?
Если пытаться упростить красоту, ее можно свести к формуле: именно этим и занимались мыслители от древности до наших дней. Прикладная польза этого процесса не совсем ясна: даже современная пластическая хирургия не умеет полностью менять пропорции лица и черепа, а значит, идеал останется недостижимым даже если формула будет найдена.
Марк Поллион Витрувий в своем трактате «Десять книг об архитектуре» обозначил идеальные, с его точки зрения, пропорции не только зданий, но и людей — от длины рук, ног и пальцев до черт лица. Так, треть пропорционального лица должен был составлять лоб — от линии роста волос до бровей, а треть — челюсть, от кончика носа до кончика подбородка.
Полторы тысячи лет спустя Леонардо да Винчи нарисует своего «Витрувианского человека», но не совсем по канонам Витрувия, а в соответствии со своими представлениями о прекрасном.
Витрувианский человек Да Винчи
В XX веке доктор Стивен Маркуорт, основавший компанию Marquardt Beauty Analysis (MBA), создал универсальный шаблон красоты на базе «золотой пропорции».
Доктор Маркуорт утверждает, что мы воспринимаем женское лицо как идеальное и красивое, если его пропорции удовлетворяют величине «золотого сечения» 1:1.618.
Идеально пропорциональные черты Маркуорт объединил в «золотую маску красоты» для анализа симметрии и гармонии человеческого лица. С ее помощью можно определить, насколько близко к совершенству то или иное лицо.
Лучше всего в стандарт вписывается лицо актрисы Мишель Пфайфер
А вот стэнфордский математик Кит Девлин считает золотое сечение «надоедливым мифом». Девлин говорит, что золотое сечение существует повсюду в мире природы — например, в головках подсолнуха и сосновых шишках, но мы не считаем их идеалом красоты.
Дело не в красоте, а в полезности: растения выживают, оптимизируя количество получаемого солнечного света и питательных веществ, многие из них растут по этому идеальному образцу. Лепестки некоторых цветов, например, распускаются веером в последовательности Фибоначчи, чтобы получить как можно больше солнечного света. Но в отношении внешности людей теория золотого сечения, как и любая математическая теория, по его мнению, не применимы.
Девлин говорит, что многие сторонники теории золотого сечения получают от идеи прибыль: «Даже зубные протезы продать проще, если скажешь, что они созданы с учетом золотого сечения». Но никаких доказательств связи пропорций с красотой нет, потому что:
-
само определение красоты туманно,
-
существующие исследования связывают с симметрией и гармонией пропорций такие параметры, как внимание (помните исследование о том, что младенцы дольше смотрят на симметричные лица) и скорость реакции,
-
часто более симметричные и гармоничные лица сигнализируют о здоровье и балансе гормонов, что делает их действительно более привлекательными для партнеров. Но в этом ли суть красоты?
Стандарты упрощают жизнь
Мы считаем, что красота поможет заслужить любовь, а миллионы не могут ошибаться, поэтому выбираем те идеалы, которые находятся у нас на виду. Результат: ловушка стандартизации общества, в котором каждый хотел бы быть уникальным.
Наглядный пример: голландский фотограф Ханс Эйкельбум на протяжении 20 лет работал над проектом «Люди XXI века», в рамках которого делал фотографии выходивших на улицы людей, а затем составлял коллажи. Во время просмотра его подборок можно сделать вывод, что как бы человек ни старался продемонстрировать свою индивидуальность, он всё равно смешивается с толпой аналогично одетых людей.
Идеал — это иллюзия
Вся сфера поиска идеальной красоты наполнена мифами. Стандарты красоты не меняются по сигналу часов каждые десять лет, это мы придаем значение сменам декад и пытаемся подвести итоги и сформулировать эстетические принципы.
Все вовсе не считают красивым одно и то же, просто мы видим те образы, которые нашли наиболее массовую поддержку. При этом исследования показывают связь красоты и счастья: конвенциональная привлекательность открывает больше возможностей в карьере и отношениях, позволяя с легкостью переживать сложности.
Стандарты красоты приносят выгоду бизнесу: представьте, что производителю одежды нужно расширить размерный ряд, не ограничиваясь шкалой XS-L, чтобы угодить всем. Как минимум, предлагать индивидуальный подход в сфере красоты и моды экономически сложно.
С точки зрения биологии, объективный идеал красоты не изменился с древних времен: красива здоровая, активная, довольная жизнью женщина. Но во времена палеолита ее моральное и психологическое здоровье спасало ожирение, позволяющее успешно пережить суровую зиму, а в XXI веке — услуги косметолога, стилиста и пластического хирурга, позволяющие справиться с неуверенностью в себе и повысить шансы на успешный брак и карьеру.
Будущее красоты
Есть шанс, что в будущем внешность не будет настолько важна. Уже сейчас на подиумах и в соцсетях заметен тренд на гендерную и этническую расплывчатость, когда невозможно определить пол, этнос и возраст. Миллениалы уделяют большое внимание внешним проявлениям успеха, атрибутам богатства, потому что выращены поколением беби-бумеров, сильно ориентированных на материальные блага. А следующее поколение альфа, рожденное после 2010 года, скорее всего, преодолеет расовые, гендерные, социальные и прочие предрассудки и научится принимать свою внешность без оглядки на нормы и идеалы.
У современной инклюзивности, бодипозитивности и diversity есть свои побочные эффекты: мы говорим «мы все красивы», но по-прежнему настаиваем на том, что красивой быть обязательно, при этом важно убедить остальных в том, что красива именно ты. Со временем на смену радикальному бодипозитиву придет бодинейтралитет, функциональное и безэмоциональное отношение к телу, без суровых ограничений но и без подчеркнутой любви и постоянной демонстрации превосходства.
«Я люблю себя, потому что красива» — «Мое отношение к себе не связано с моей внешностью»
Бодинейтральность в моде и красоте будущего это:
-
одежда унисекс,
-
акцент на комфорте, не на соблазне,
-
высокое качество кроя и материалов,
-
красота за счет функциональности,
-
долговременные, а не сиюминутные тренды.
На курсе «Профессия stylist» вы узнаете не только о том, как выбирать и сочетать вещи. Вы поймете логику, в которой работает модная индустрия, и будете знать ее законы. Получите востребованную профессию в моде уже сейчас!