Кажется, мы — человечество — начинаем постепенно понимать, что бессмысленно стремиться к идеалу и оценивать себя и других, опираясь на набор неизвестно кем выбранных особенностей внешности. Нас все еще окружают одинаковые красотки, но, возможно, индустрия красоты в привычном виде доживает последние десятилетия, потому что будущие поколения не будут придавать внешней привлекательности особого значения. Но миф о том, что только стремление к созданному кем-то идеалу принесет счастье, уже повлиял на миллиарды женщин.
Чаще всего — не лучшим образом. В этой статье разберемся, как менялись представления о красоте и почему они вообще возникли.
Почему вообще существуют стандарты красоты?
Стандарт красоты — это видимость. Красивым мы обычно считаем тот тип внешности, который видим чаще. Точнее, тот, на который чаще обращаем внимание: дело в том, что «видимость» эта во многом искусственный конструкт. Иначе идеалом бы становился усредненный тип внешности, характерный для определенного региона. Но этого не происходит: каждая третья жительница Кореи делает операцию, чтобы избавиться от «азиатского» разреза. Европейки и американки стремятся к типу фигуры, в котором тонкая талия сочетается с широкими бедрами и большой грудью — в природе такое сложение если и встречается, то очень редко. Кудрявые женщины выпрямляют волосы, а женщины с прямыми волосами делают завивки. Получается, принять себя гораздо сложнее, чем попытаться хотя бы приблизиться к идеалу.
Идеалы трех разных эпох: Ренессанс, XX век и XXI век
Сам феномен стандартизации красоты — явление слишком сложное, чтобы у его появления была лишь одна причина. Человеческий мозг склонен к упрощению сложного, к поиску трендов и паттернов — поэтому мы видим лица в облаках, пытаемся предсказывать погоду на основании примет, поэтому неискоренимы стереотипы о внешности, культуре, возрасте. Но чем лучше мы понимаем что-либо, тем меньше у него власти над нами.
Чем яснее причины появления стандартов красоты, тем меньше они влияют на нашу работу, отношения, физическое и психологическое здоровье. Если рассмотреть хорошо задокументированные в литературе, живописи и исследованиях идеалы внешней красоты, логика их смены становится более очевидной.
Идеалы разных времен
Трактаты о красоте и научные труды о математической гармонии черт красавицы всегда писали мужчины, а женщинам приходилось соответствовать. Вероятно, только палеолитические Венеры выражали мнение о красоте самих женщин: по одной из теорий их лепили беременные, глядя на свое тело сверху вниз. Именно поэтому у таких статуэток выраженная грудь, большой живот и короткие ноги. Лица нет — зеркало еще не изобрели.
«Венеры палеолита» обобщающее понятие для множества доисторических статуэток женщин. Встречаются главным образом в Европе.
Античность
Идеал — атлет. Акцент на теле, физическом здоровье и симметрии.
Идеалы красоты в античных статуях
В определении рамок красоты древние греки использовали свои любимые инструменты: математику и спорт. Философ Платон пишет: «Красота тела — это гармония его частей с определенным приятным цветом». Левая и правая половина должны быть одинаковыми, а параметры соответствовать принципу золотого сечения: например, ширина лица должна составлять ⅔ его длины. Цвет — чем светлее, тем лучше. У Гомера Афина готовит Пенелопу к встрече с Одиссеем так: «Сделала выше ее и полнее на вид, всё же тело стало белей у нее полированной кости слоновой».
У принципа симметрии гораздо позже появилось даже научное обоснование: исследования показали, что младенцы с большим интересом наблюдают за симметричными лицами, а взрослый человек в состоянии распознать симметрию пропорций лица за 150 миллисекунд.
Интересно отметить, что красота античного мужчины считалась высшим благом и даром богов. С женщинами все сложнее: Гесиод, древнегреческий автор VIII–VII веков до н. э., описывал первую сотворенную женщину как kalon kakon — «прекрасный ужас». Ужас был в том, что даже самое близкое к атлетическому идеалу мускулистое женское тело все равно во-первых, отличается от идеального мужского тела, во-вторых, сильно отвлекает и провоцирует на далекие от нравственности поступки. Как, например, красота Елены привела к началу Троянской войны.
Средневековье
Идеал — Дева Мария. Акцент на духовности.
Идеалы красоты на средневековых картинах. Справа - Агнесса Сорель
Важное изменение в структуре общества: «городская» красота отделилась от красоты «деревенской». Красивая аристократка стройна и бледна, хорошенькая крестьянка — смуглая и плотно сложенная. Условия их жизни отличаются: дворянки прячутся от солнца и питаются мясом, овощами и фруктами, простолюдинки тяжело работают и едят крупы и хлеб.
За научный подход к стандартизации красоты отвечает художник Дюрер: он изучал вопрос на протяжении 28 лет, изучая в путешествиях пропорции фигур различного телосложения. Он даже пришел к очень современному выводу: красота не является абсолютной, а зависит от мнения людей, и каждый тип телосложения человека красив по-своему.
Идеалы красоты долгое время формировала церковь. В целом, демонстрация красоты считалась опасным грехом, но были и исключения: например, в XIV веке девушки смело открывали плечи и шею, даже часть груди. Агнесса Сорель, любовница Карла VII, ставшая первой признанной фавориткой в истории Франции, вообще прилюдно открывала одну грудь. И даже Папа Римский не возражал и говорил: «У нее самое прекрасное лицо, которое только можно увидеть на этом свете».
Ренессанс
Идеал — Мадонна. Естественность, жизнелюбие.
Идеалы красоты в искусстве Ренессанса
Образцы для подражания ищите на картинах Боттичелли, Леонардо да Винчи и Рафаэля — их модели выглядят нежными и цветущими. Красивыми считаются плавные линии, округлые формы, длинные светлые волосы.
Интересно, что до XVII века в искусстве сильно преобладали женские поясные портреты, и только в XVII веке в исторических свидетельствах появились слова, описывающие талию, ремарки относительно роста, позы и мимики. Со временем в понятие красоты стали включать не только внешние параметры, но и поведение, темперамент, чувство юмора, мимику и привычки.
Богородица — по-прежнему идеал красоты, но это уже не безжизненная Дева Мария с иконы, а Мадонна, полная чувств и жизни, как картинах Рафаэля. Стремление к идеалу становится опасным делом: чтобы добиться бледной кожи и нежного румянца (одновременно два этих параметра сочетаются в здоровом человеке крайне редко), дамы умываются уксусом и прячут пиявок за ушами. Волосы обесцвечивают долгими часами на солнце, а в глаза для выразительности закапывают чернила.
Барокко и рококо
Идеал — модница. Вычурность, театральность, эффектность.
Идеалы красоты в искусстве эпохи барокко
Ключевые черты барокко — театральность, торжественность и ярко выраженное во всем богатство. Дорогие многослойные наряды, массивные сложные прически, избыточная телесность, как у героинь картин Рубенса.
В целом, стандарты эпохи непостоянны и зависят от особенностей внешности ключевых фигур «бьюти-сферы» — обычно это фаворитки короля и королевы. Как и современные инфлюэнсеры, они активно сотрудничали с художниками и подвергались критике. Например, мадам де Помпадур ругали за злоупотребление косметикой, а королеву Марию-Антуанетту осуждали за «слишком простое» платье на официальном портрете.
Слева мадам де Помпадур, справа Мария-Антуанетта
На смену вычурному барокко пришел более игривый и легкий стиль рококо. Его главные идеалы — любовь и праздник, легкомыслие и беспечность, юность и грация. Конечно, простыми средствами такой красоты не добиться. Монтескье пишет: «Нет ничего серьезнее происходящего утром, когда дама собирается заняться своим туалетом». Идеи красоты обсуждаются в литературе, личных дневниках и письмах, общественность обсуждает влияние, которое она оказывает на других людей.
Индустриализация
Постоянное непостоянство. Самовыражение и динамика.
Идеалы красоты в искусстве эпохи индустриализации
В XIX веке мир ускорился и стандарты красоты начали меняться еще чаще. Корсеты выходят из постоянного обихода, но тонкая талия все еще в моде. Рюши, воланы и декольте не исчезают, но подол платья поднимается выше, а одежда в целом становится все удобнее. В гардеробе появляются даже рубашки, куртки и жилеты из мужского гардероба.
Социальная мобильность дарит женщине больше возможность, но и ставки растут. Если раньше судьба девушки зависела не только от природных данных, но и от условий жизни, то теперь переезд в большой город может кардинально изменить судьбу. Женщины, наконец, смогли распоряжаться наследством и имуществом, разводиться и получать родительские права, создавать предприятия и повторно выходить замуж. Но даже супруга американского президента Элеонора Рузвельт на вопрос «Что бы вы хотели изменить в жизни?» отвечает: «Я хотела бы быть немного симпатичнее».
ХХ век
Идеал — кинозвезда.
Первое имя, которое приходит в голову при словах «идеал красоты XX века» — Мэрилин Монро
От десятилетия к десятилетию популярные образы меняются. В начале XX века это «девушки Гибсона», созданные американским иллюстратором Чарльзом Дана Гибсоном. Они высокие и худые, обладают фигурой «песочные часы» и носят пышную прическу «помпадур».
20-е года XX века дарят миру новый тип женственности: девушки-флэпперы коротко стригутся и живут стремительно, обладают мальчишеской фигурой и дерзкими манерами.
Эпоха золотого Голливуда вернула в моду женственность и довела до крайности: пышные укладки с локонами, длинные ресницы, румянец и алые губы — идеалом красоты были актрисы. Твигги, икона 60-х, отличалась от них, как день от ночи: длинные ноги, огромные глаза, плоская грудь. Супермодели 80-х были спортивными и подтянутыми, а красавицы 90-х обладали почти болезненно худобой.
Если бы всех известных красавиц XX века собрали в одной комнаты, очевидно было бы, что их мало что объединяет во внешности. Но ясно одно: если их предшественниц рисовали художники и обожали короли, их снимают известные фотографы и обожают продюсеры Голливуда, дизайнеры и издатели глянцевых журналов.
XXI век
Идеал — инфлюэнсер.
Идеалы красоты в XXI веке стремятся к инклюзивности
Главная задача красавицы XXI века — «стараться не стараться». Быть красивой, но без усилий. Любить себя, но не слишком этим хвалиться. Ухаживать за собой,но незаметно. Вроде бы, мы начинаем постепенно разбираться с тем, как искаженно преподносит красоту глянец и Голливуд. Учимся видеть эффекты фотошопа и масок в соцсетях. пытаемся «принять себя». Стараемся ориентироваться не на звезд кино, а на «девушек из соседнего дома», которых видим в своих соцсетях, а не на сцене, в бытовых ситуациях, а не на подиуме.
Но до покоя еще далеко: инфлюэнсеры получают звездный статус и вести себя начинают соответственно. «Будь собой, ты и так прекрасна», — утверждают они и делают одни и те же косметические процедуры. В моду входит сочетание несочетаемых элементов внешности и быта: длинные ногти и занятия спортом, тонкая талия и объемные бедра. Текущий идеал красивого лица пришел к нам из Кореи, где каждая третья девушка до 30 лет делает пластическую операцию. Это noble face, «благородное лицо» с высокими скулами, пухлыми губами и — обязательно! — без хирургических вмешательств.
Типаж noble face, модель из Китая Фей Фей Сун
К общим стандартам красоты сегодня можно отнести размытие границ: легкая андрогинность, невозможность с первого взгляда определить расу, считать возраст. Мы называем красивыми самых разных людей и готовы любоваться даже тем, что недавно считалось откровенным недостатком. Но одно остается неизменным: красота по-прежнему жизненно важна и необходима для счастья.
Что дальше?
-
Общая логика смены идеалов напоминает маятник. Если в моде длинное и объемное, ждем тренда на короткое и облегающее. Тренды ходят по кругу.
-
Большинство всегда право. То, что мы видим чаще, влияет на наше представление о прекрасном. В поисках современных идеалов стоит идти в соцсети, а не на подиум.
-
Одного идеала не существует. Инклюзивность в моде возникла не просто так, сегодня самые разные люди хотят видеть себя в рекламе и на подиуме.
-
Красоты важна, но уже меньше. Значение внешней привлекательности для успеха в жизни, работе и отношениях со временем снижается, потому что на смену одной норме приходят сотни вариантов.
-
Принять себя сегодня проще, чем стремиться к идеалу.
Как создать свой бренд и сделать его известным мы учим на курсе Fashion Impulse. За 4 месяца вы пройдете путь от идеи до первой коллекции и создадите свою марку одежды, белья, аксессуаров или ювелирных украшений.