Если бы пришлось описать одним словом манеру одеваться мужчин в России (и не только) начала третьей декады XXI века, это было бы слово «сдержанный». Посмотрите, как одеты люди на улицах и в метро; какой выбор по популярным категориям одежды предлагают большие маркетплейсы. Независимо от социального слоя, культурного бэкграунда, уровня доходов и количества реальной власти — мужчины одеваются неярко, с преобладанием темных цветов, чаще всего в одежду без заметного декора, и практически не носят украшения. Все это создает впечатление простоты и скромности костюма, но только внешне: мужская одежда часто гораздо лучше продумана функционально, чем женская, а иногда и заметно отличается от нее по качеству у одного и того же бренда.
Но так было не всегда. Попытаемся разобраться в какой момент мужская мода стала проще и функциональнее женской и когда богатый декор стал считаться феминной чертой костюма.
Древний мир и Средневековье
Древние охотники и воины носили украшения — зубы и кости животных — в качестве амулетов. Металлические браслеты в древности носили даже воины, причем у этого украшения был практический смысл — защита рук в бою. Пурпур стоил дорого, а значит, окрашенные им ткани становились элементами престижа и символом власти. В Древнем Египте украшения носили и мужчины, и женщины. Мужской и женский костюм у древних египтян отличался в деталях, но не сложностью и не количеством декора.
Пышный царский стиль Византийской империи до сих пор вдохновляет дизайнеров (возьмите, например, зимнюю коллекцию Dolce&Gabbana 2013/2014 года).
Императрица Феодора со свитой. Мозаика апсиды в церкви Сан-Витале. Середина VI в. н. э. Равенна
Dolce & Gabbana осень-зима 2013-2014
Богатство и разнообразие тканей европейского средневекового костюма было статусным символом. Отсюда асимметричная расцветка элементов одежды, их собранность из разных половинок. Обладатель такого костюма сообщал миру: вот какие ткани я могу себе позволить! Одежда состоятельных мужчин богато украшалась драгоценными камнями и мехом.
Когда мода разделилась на мужскую и женскую
Имя французского короля Людовика XIV (правил с 1643 по 1715 год) достойно отдельной главы в истории костюма, ведь именно он разделил моду на мужскую и женскую. В 1675 году группа французских портних обратилась к королю за разрешением образовать свою гильдию, которая бы занималась только женскими нарядами. Людовик XIV дал свое согласие, полагая, что это поможет развитию отрасли и, в частности, мастерства французских рукодельниц.
С этого момента создание одежды для мужчин и для женщин официально разделилось на две разные индустрии; последствия описывает Энн Холландер в книге «Пол и костюм». Разделение работы портных по признаку пола наполнило получившиеся две области совершенно разным содержанием; мужская одежда стала тяготеть к инженерной продуманности и внешней закрытости, женская — к легкомысленности и обилию внешнего декора. На это заметно повлияло и существовавшее гендерное неравенство: как только работа стала женской, она потеряла и престиж, и стимул к настоящему развитию женщин в профессии (о последнем явлении в России подробно рассказывает Кристин Руан в книге «Новое платье империи»).
Мужчины на каблуках и унисекс XVIII века
Другая яркая и богато декорированная страница в истории мужского костюма — Галантный век, несколько десятков лет после правления Людовика XIV.
Помните строки из «Евгения Онегина»: «Ловласов обветшала слава / Со славой красных каблуков / И величавых париков»? Ловлас — персонаж-антагонист и роковой соблазнитель из романа «Кларисса» Сэмюэла Ричардсона, культового автора времен пушкинской Татьяны.
Красные каблуки и парики, которые обильно пудрили — это реалии мужской моды XVIII века. В то время особенно популярным был камзол грушевидого силуэта, с узкими плечами и расходящимися фалдами.
Мода середины XVIII века — отличный аргумент в споре с людьми, которые считают унисекс и гендерфлюидность какими-то новыми явлениями. Мужчины носили вышитое кружевное белье, душились фиалкой и пудрились, и это не делало их менее Ловласами. Эта эпоха знала и своих безумных модников — «макарони» и «инкруайяблей» («невероятных», золотой молодежи), над которыми смеялись и которые оставили свой след в культуре в виде многочисленных карикатур.
При этом процесс разделения модных индустрий на мужскую и женскую, запущенный при Людовике XIV, продолжался, и это в том числе определило новую яркую страницу в истории моды.
Великий мужской отказ и Бо Браммел
В начале XIX века в мужской моде происходит настоящая революция. Меняется и дух мужского костюма, и его форма: на смену грушевидному силуэту Галантного века приходит фигура древнегреческого атлета. Этот поворот выглядит очень логичным в связи со стилем ампир и модой на все античное: женская одежда тех лет также подражала греческому идеалу.
Главным героем нового культурного поворота становится Джордж «Бо» Браммел — первый известный денди, друг принца-регента и будущего короля Георга IV.
Революция, которую устроил Браммел при помощи собственного убедительного примера, состояла в шокирующем визуальном упрощении мужского костюма. Никаких париков, никакой пудры, никаких ярких вышитых камзолов и кружевного белья. Черный костюм с галстуком (кстати, Браммел первый придумал его крахмалить, чтобы он держал форму), отсутствие украшений и привычный нам сегодня атлетический силуэт в качестве идеала мужской красоты — все это действительно оказалось очень привлекательным и свежим.
Некоторые историки моды отмечают сходство нововведений Браммела в мужской моде и Коко Шанель — в женской, столетием позже.
Первый денди Джордж Браммел
Современный мужской костюм
Если вы сравните костюм представителя европейского буржуазного сословия конца XIX века и то, в чем сегодня мужчины ходят в офис со строгим дресс-кодом, то найдете не так много отличий: пиджак, жилет, воротник с галстуком, длинные брюки. Разве что потеряла свои позиции шляпа (и то не сразу), и жилет носят больше как эффектный аксессуар, для создания особого винтажного флера.
Направление, заданное Браммелом в начале XIX века, работало до конца XX века. Мужской костюм сохранял суперсложный крой при внешней простоте и продолжал отбрасывать «лишние» детали: за шейным платком последовали карманные часы, декор на жилете, потом сам жилет. Галстук стал опциональным, запонки перекочевали в разряд вечерних аксессуаров. Мужской костюм продолжал становиться визуально все «проще» и «проще» вплоть до начала нового тысячелетия.
Униформа и одежда власти
Внешнее упрощение и унификация мужской одежды имеет ряд практических обоснований. Разрастание и укрепление международных связей, особенно между развитыми странами, способствовало появлению единого супер-консервативного дресс-кода: идеально сидящий черный или темно-синий костюм, белая рубашка, неброский галстук, единственное украшение — статусные часы.
Дресс-код и униформа парадоксальным образом сближает руководителей высшего звена и самых скромных подчиненных: первые соблюдают протокол и находятся в тисках публичности и статуса, вторые — визуально сливаются с услугой, которую оказывают, и сохраняют привычный для потребителя стандарт.
Сегодня среди советов по мужскому стилю часто можно услышать «Разработайте свою униформу». Это очень практичный подход, при этом он может оказаться и эффектным, если ваша цель — запомниться аудитории, создать личный бренд.
Стритвир — новое направление в моде
Уличная мода из противоположности дресс-коду и полумаргинальной манеры одеваться превратилась в огромную процветающую область модного бизнеса, причем преимущественно мужскую. В первую очередь стритвир — это часть глобального тренда демократизации, который проявляется в самых разных вещах, от Брекзита до появления Ким Кардашьян на обложке Vogue.
Самое интересное, что стритвир по-своему продолжает дело Бо Браммела — упрощает мужскую одежду (правда, не факт, что великий денди это бы оценил). Выкройки даже самых дорогих свитшотов и треников очень просты, ухода эти вещи не требуют, а эффектные рисунки и надписи помогают самовыражению.
Что будет дальше
В последние 10-15 лет мужская мода стала ярче, в ней появились вещи, которые много лет мыслились как чисто женские — например, выразительные сумки и украшения с жемчугом. Трендсеттеры Дрис Ван Нотен и Хайдер Аккерман создают мужские коллекции с богатой цветовой гаммой и изысканным декором, которые при этом не воспринимаются как женские. Вспомните наряд с открытой спиной, который Хайдер Аккерман сделал для Тимоти Шаламе.
Мужская мода сегодня — безумно интересная сфера, в которой бурлит жизнь, в которой работают лучшие дизайнерские умы.
Хотите создать марку мужской одежды? Сейчас для этого самое время: массовая мужская мода пока еще удручающе однообразна, но может быть, как раз вы создадите бренд, который предложит мужчинам что-то новое.
Если у вас есть хорошие идеи и вы сможете обеспечивать высокое качество, лояльные покупатели вам обеспечены. Как запустить собственный бренд, вы узнаете на курсе Fashion Impulse Pro.