Мы поговорили со стилистами, которые решили реализовываться в этой сфере по разным причинам и прошли каждый свой путь в профессии. Единственное, что каждая из них сказала, что клиенты появляются сразу после обучения и хорошо зарабатывать можно довольно быстро.
Мы попросили их рассказать о своей работе: чем занимаются, как находят клиентов и сколько зарабатывают в месяц
Виктория Лаврухина
Работает стилистом с 2015 года, работает и на fashion-съемках, и с частными клиентами
В студенчестве я работала в магазине Mango в Кемерово. Я была стилистом-консультантом, потом стала визуальным мерчендайзером, витринистом. Переехав в Москву, стала работать в магазине Uterque. Здесь у меня, как у стилиста, появились первые клиенты: сначала друзья из Кемерово, потом постоянные покупатели Uterque. Со временем появились знакомые в медиа-индустрии и индустрии моды, и я стала заниматься fashion-съемками. Дополнительно я отучилась в одной школе, где появились новые контакты и клиенты. Несколько лет назад я со знакомой создала стартап, проект связан с переодеванием и шопингом. Так информация обо мне стала распространяться еще быстрее. Я параллельно работала в стартапе и стилистом.
Чаще всего я занимаюсь шопинг-сопровождением и разборами гардеробов, заказов на съемки у меня меньше. Большая часть клиентов – из медиа-индустрии, а также предприниматели, которые не хотят тратить время на шопинг. Это связано с тем, что у меня и мужа в этих сферах много знакомых.
Больше платят за крупные рекламные проекты, в которых работаешь от недели до трех месяцев. Наверное, если сравнивать, за это время столько же можно заработать на шопинг-сопровождениях и разборах гардероба.
Шопинг-сопровождение и разбор гардероба стоят 4000 рублей в час, а начинала с 2000 рублей за час. Сейчас я работаю в основном с постоянными клиентами. В месяц доход может быть разный: 40000 рублей получала на старте, 200000 рублей – когда работала каждый день без выходных.
Если работаю на съемках, то покупаю вещи в масс-маркете на собственные деньги, на проектах редко выделяли бюджет под одежду. Нужно заморозить 100000 – 150000 рублей на карте, чтобы покупать вещи для съемок, потом их сдаешь, иногда могут что-то не принять, хотя такого у меня не случалось. Еще когда-то потратила 1500 рублей на продвижение в Инстаграме. Сайт я сделала сама, поэтому он обошелся мне в 0 рублей.
С клиентами нужно быть открытым и честным. Не говорить, что вещи хорошо сидят, если это не так. И больше шутить, больше с ними смеяться. Мне это всегда помогает.
Татьяна Василевская
Работает стилистом с 2011 года, специализируется на индивидуальной работе с клиентами
Мне было 28 лет, я занималась маркетингом. Хоть я и работала в индустрии моды, мне не нравилось то, чем я занимаюсь. Меня больше привлекал подбор образов для людей. Мне казалось, что каждую женщину можно преподнести в лучшем свете за счет небольших усилий. Я решила пойти на курсы для стилистов. Я отнеслась к выбору школы консервативно: я хотела получить «серьезное» образование с дипломом.
После выпуска я заказала у знакомых сайт и купила набор платков для цветотипирования, они стоили дорого, но я решила инвестировать в профессию. Я поехала со знакомой на шопинг в Милан: в то время евро стоил еще 40 рублей. Мы ей купили новый гардероб и провели профессиональную фотосессию. Эта съемка легла в основу портфолио и «работала» еще в течение 5 лет. Сайт в те времена стоил около 30000 рублей, набор платков стоил столько же, фотосессия – около 10000 рублей. Затраты были не такие глобальные.
Через сайт меня нашла первая клиентка, с ней я работала уже за деньги. После работы с ней я дополнила портфолио уже реальным кейсом. Затем мое портфолио опубликовали на сайте по поиску специалистов из моды и beauty-сферы. С того момента я начала получать заказы через них. Другая часть клиентов пришли по рекомендациям от друзей.
Так как я маркетолог, я сразу выстроила свое позиционирование. Мне было важно, чтобы услуги стилиста были доступны для многих. Я ставила невысокую стоимость, потому что считала это частью моей социальной миссии. Я говорила, что переодеваю из джинсов и свитера, нахожу индивидуальный образ.
В работе я научилась опираться на личность клиента, находить индивидуальные точки взаимодействия и, наверное, в этом кроется секрет успеха. Ты находишь у человека сильные стороны, определяешь, в чем он хорош. Это не всегда просто, так как у меня не самый мягкий характер.
Конечно, я сразу не могла оставить основную работу, потому что доход от работы стилистом поначалу был небольшой. Со временем доход от работы с клиентами стал равен доходу от работы в офисе. И я решила работать только на себя. Скажем так, заработок равен средней менеджерской зарплате среднего специалиста. Доход – сезонный, больше всего клиентов – весной и осенью, когда нужно менять гардероб. Самые мертвые сезоны – это февраль и август, когда идут распродажи. Обычно на это время я планирую отпуск.
Когда я начинала, в 2011 – 2012 годах, было популярно цветотипирование, этой услугой часто пользовались. Сейчас обычно заказывают разбор гардероба. Другой запрос – помочь совершить новые покупки рационально. Еще популярная услуга – разработка стиля. Я делаю по методологии Кибби или Ларсон, но опираясь на психотип человека, его образ жизни. Я собираю стайлбук, который помогает человеку ориентироваться в выборе одежды. Эта услуга тоже востребована, людям хочется, чтобы на них посмотрели со стороны.
Комплексная услуга анализа гардероба с шопингом стоит 15000 – 20000 рублей, шопинг занимает около 5 часов. Это средняя цена по рынку. Анализ гардероба стоит 7500 рублей. Цветотипирование заказывают редко, оно стоит 3500 рублей. Часто мужчины заказывают подарочные сертификаты для женщин, поэтому рекомендую сделать подарочные сертификаты в бумажном виде.
В последнее время стало много запросов от мужчин. Раньше их было единицы, сейчас они есть. Эта ниша довольно перспективная, можно в ней специализироваться, здесь есть потенциал.
Работа стилистом – это работа психолога. Сразу я не была таким хорошим специалистом во взаимодействии с людьми. Я бы посоветовала прокачивать эту сторону. Если человеку понравилось портфолио, то на личной встрече нужно «продать себя». Это как на свидании, где мы преподносим себя определенным образом. Важно устанавливать доверительные отношения. Если клиент спокойный, то нужно тоже разговаривать спокойным голосом. Если человек позитивный, улыбчивый, то тоже выходить на этот уровень общения. Это должно быть искренне. Надо найти в человеке то, за что его можно похвалить, оценить. И из этого состояния подбирать гардероб или образ. Это как игра: найти внешнее проявление внутреннего образа человека.
Полина Счетчикова
Работает стилистом 6 лет, специализируется на съемках для марок и магазинов
Я училась в школе стилистов в Петербурге. После окончания курса меня попросили сфотографироваться, как оказалось, для участия в реалити-шоу «Битва фотографов». На тот момент у меня еще не было fashion-съемок. За время участия в соревновании я собрала портфолио и набрала базу клиентов: у проекта был большой pr-охват и они стали находить меня сами. Обычно мне писали либо фотографы, которые работали с Gate, Want, I Am Studio, So Number One, Asya Malbershtein, либо магазины. Кому-то нужно снять контент, кому-то – лукбук, кому-то – стритстайл. В Петербурге личный бренд значит меньше, чем знакомства: там важно, с кем ты сидишь в баре и встречаешься на Рубинштейна.
На курс я пошла больше из любопытства, чем от желания заработать. Я хотела развивать свой вкус. Думала, что съемки намного интереснее, чем индивидуальная работа с клиентами. Съемки для журналов и арт-проектов – это всегда больше про творчество, чем про клиентоориентированность. Что касается шопинг-сопровождения и разбора гардероба, то здесь надо быть психологом для клиентов. Редко приходит женщина, которая дает конкретный запрос, как правило, она решает свою проблему: неполадки в личной жизни или проблемы с работой. Она думает, что, надев дорогой пиджак, сможет все поменять. Нужно понимать, как безболезненно вытащить ее из скорлупы, сменить образ так комфортно, чтобы она смогла в этом жить.
Мои средние ставки сейчас – это 5000 рублей за час фотосъемки. Это без продюсерства и закупок, просто пришла и провела. Если это съемка кампейна и я выступаю в роли продюсера или креатора, то тогда расценки начинаются от 30000 рублей. Шопинг-сопровождение стоит комплексно 20000 рублей. Если нужно что-то конкретное, например, подобрать наряд на мероприятие, то можно решить и за 3000 рублей. Разбор гардероба в среднем стоит 10000 рублей и занимает 2–3 часа.
Доходы в месяц бывают разные. Работа стилистом никогда не была моей единственной деятельностью. Сначала она мне приносила пару кофточек в месяц, потом – 10000 рублей, потом 30000 рублей, потом 50000 рублей. Самый большой доход от съемок в месяц был 200000 рублей. Это с учетом частичной занятости, то есть примерно за 8 дней.
Затрат, на самом деле, достаточно. Во-первых, нужны некоторые «расходники»: чистые носки, колготки, подкладки для подмышек, дезодорант, салфетки. Во-вторых, нужны различные аксессуары. Обычно я закупала их на Уделке или в H&M.
Самое неприятное в работе стилиста – кроме таскания сумок и неуважения заказчиков, которые воспринимают тебя как «приноси-падай» – то, что на тебе находится вся ответственность за вещи. У меня были разные ситуации: недобросовестные продавцы, которые специально давали поврежденные или грязные вещи, или модели, которые портили дорогие платья. Например, мне прожгли кружевную сорочку за 20000 рублей. Другая девушка испачкала чебуреками платье из трикотажа с напылением, платье стоило 40000 рублей. Главное правило для стилистов – никогда не брать на съемки вещи, которые не можешь выкупить.
В общей сложности стилистом я работаю 6 лет. Это как дополнительный заработок и большая любовь, поэтому не думаю заканчивать.
Хотите работать стилистом?
Скоро у нас стартует курс «Профессия: стилист. От начала карьеры к коммерческому успеху». На курсе объясняют, как работать с индивидуальными клиентами и на съемках, заниматься продвижением и находить заказы.