Создание модного продукта со стороны, для непосвященного, выглядит магией и алхимией, чем-то, основанным на вдохновении и «я художник, я так вижу».
В реальности, особенно в крупных компаниях, это отлаженный процесс из нескольких этапов. В этой статье расскажем о магии создания коллекции, где искать вдохновение и как в творческом потоке рождаются модели мечты.
Анализ трендов
Модные шоу, новые фильмы, знаковые выставки, популярные цвета — материалом для вдохновения могут быть любые значимые общественные и культурные явления.
Полезно на этапе анализа обращать внимание и на то, какие вещи остались на сейле и почему. Чаще всего «вымываются» определенные оттенки; трендовые цвета привлекают внимание, но не всегда хорошо продаются.
Создание мудборда
Это очень важный этап. На мудборде вы собираете образы и картинки, которые лягут в основу коллекции, добавляете фото, которые передают нужную эмоцию; можно добавлять текст, какое настроение вы хотите создать. Удобно уже на этом этапе прикреплять к мудборду образцы тканей, если они есть.
В большой компании в разработке мудборда участвует и бренд-менеджер: он добавляет конкретные модели или образы, которые хочет видеть в бренде. Дизайнер находит для этих образов нужные модели, подходящие по сезону.
Также в крупных компаниях делают собрание с руководителем и отделом продаж; с их стороны могут быть комментарии «нет, мы это не продадим» или «это непонятно». Дизайнеру важно понимать, что коллекция — это общий продукт, в его создании важно мнение людей из других отделов, и взгляд с разных сторон делает продукт более качественным.
Мудборд висит на видном месте все время, пока создается коллекция, от начала до конца; его меняют в процессе: что-то убирают, что-то усиливают.
Важно! Мудборд — это своеобразное средство коммуникации. Любой человек из команды по нему в любой момент может понять, что происходит.
Посещение профессиональных выставок
На текстильные выставки обычно ездят закупщик (человек, который будет общаться с представителями фабрик) и дизайнер; иногда — продакт-менеджер и директор производства. Особое внимание уделите тренд-зоне: там есть цвета и тренды сезона, самые модные с точки зрения организаторов, и тут же показаны образцы тканей (с номерами стендов).
Хорошо ездить на выставки большой командой: вы можете разделиться по секциям. Фотографируйте то, что заказываете! Лучше на выставках не заказывать сразу тираж: определитесь с выбором дома, когда приедут образцы и колор-карты.
Premiere Vision — главная текстильная выставка, на которой вы узнаете все о трендах и цветах.
Milano Unica — изначально была посвящена мужской моде, тканям и фурнитуре; сейчас это выставка небольших итальянских компаний.
Pitti Filatti — главная выставка пряжи; необходима для посещения, если вы занимаетесь трикотажем. Pitti Uomo и Pitti Bimbo — мужская и детская мода соотвественно.
Canton Tex — китайская промышленная выставка в Гуанчжоу; это выставка готовых образцов, своеобразный конструктор для бренда.
Разработка ассортиментной матрицы и капсул
Этим этапом занимается продакт-менеджер. Матрица утверждается с руководителем и финансовым директором. В ней может быть и 100 моделей, если это большой бренд, и 10 — но супермодных или супербазовых. Решите, делаете вы полный ассортимент или что-то одно; есть ли аксессуары, стимулирующие покупку (например, шапки всегда хорошо продаются). Для успеха на этом этапе важно отслеживать, что происходит у конкурентов, чтобы не быть в вакууме и не делать то же самое.
Существует сегментация вещей в коллекции:
— «искры» привлекают внимание и работают на имидж. Пусть их покупают единицы, но они зарабатывают деньги как реклама;
— маст-хэвы — модные вещи, что-то привычное в цветах сезона или с новой особенностью, коммерческие тренды;
— база — то, что традиционно хорошо продается.
Создается итоговый документ ассортиментной матрицы. В нем около каждого наименования указаны ценовой диапазон, размерный ряд, количество цветомоделей, капсула и расчет итоговой цены.
Думайте о том, как покупатель будет делать выбор! Иногда лучше делать меньше цветомоделей, чтобы не перегружать внимание и не делать так, чтобы человек не мог выбрать и расстроился.
Капсулы
Для чего коллекция делится на капсулы? Это появилось относительно недавно и пошло из бизнеса, так как связано с оборотом: вы не сразу оплачиваете всю коллекцию, а делаете это по частям. Первая капсула поступила в продажу, и вырученные за нее деньги помогают оплачивать четвертую, которая сейчас в производстве. У вас появляется денежный оборот, и вы можете в процессе закупать ткани. К тому же капсулы подогревают интерес покупателей: всегда можно порадовать клиентов чем-то новым.
При создании капсулы важно думать о луках — как клиентка все это наденет, и о мерчендайзинге — как это будет выглядеть на манекенах в магазине. Капсулы делятся по месяцам (теплеет, холодает…), важным событиям и праздникам (Новый год, выпускные), иногда создаются на основе концепции (например, акцентируют какую-то деталь одежды).
Выбор материалов и фурнитуры
Если с самого начала вы прикрепляли к мудборду лоскутки ткани, вы облегчили себе работу. Это полезно и для совещаний с руководством, помогает дать представление о вещи более наглядно.
Эскизы чаще всего создаются после ткани, потому что ткань диктует форму. Подбирать ткань под эскиз тоже можно, но это дорогой вариант.
Создание эскизов
Для чего нужен эскиз? Традиционный скетч, фэшн-эскиз отлично подойдет для публикаций в СМИ и соцсетях. Для презентаций, когда байерам нужно что-то показать, а коллекция еще не готова. Для руководителей, но здесь важно делать так, чтобы руководитель по эскизу считывал итоговый результат.
Технический эскиз на модель нужен для работы. Все детали на нем обозначены точно, везде показан объем. По нему дизайнер работает с конструктором и технологом; они могут что-то поправить. Можно приложить к техническому эскизу способ обработки, если он нетипичный. Фото вещи на модели поможет понять объем.
Разработка образцов
Чем ниже ценовой сегмент — тем шире ваша аудитория и тем больше разнообразие фигур. На примерку можно звать двух моделей: одного и того же размера, но с разными типами фигур, спортивной и женственной. От типа фигуры будет зависеть посадка.
Если у вас бренд для взрослых женщин, не надо делать примерку на 20-летней модели из агентства. Приглашайте моделей из нужной вам возрастной группы, с типичными особенностями фигуры.
Имейте в виду, что слишком узкий рукав — это ограничение для продаж. Посмотрите на модели в масс-маркете: в них обычно минимум ограничений, есть резинки.
Для больших размеров требуется серьезная адаптация моделей, поэтому мало какие бренды делают очень широкую размерную линейку. Чаще большие размеры выделяют в отдельную линию или капсулы.
Презентация коллекции
— бывает внутренняя и внешняя.
Внутренняя включает художественный совет и технический совет. Внешняя — это лукбук, презентация, показ.
На худсовете оценивают впечатление, цвета, ткань. Технический совет обсуждает выплывшие к этому моменту недостатки: где-то надо поменять шов, перенести молнию. Учитываются результаты пробной носки: например, выясняется, что ткань скатывается и ее нужно заменить.
Внешняя презентация сегодня делается как угодно. Актуальны пресс-завтраки, куда вы приглашаете журналистов и стилистов. Показы — скорее отживающая история, но они по-прежнему могут работать для нескольких брендов, например, на открытии нового пространства. Важно понимать, что с точки зрения продаж и внимания байеров показы уже не применяются — для этого есть байерские сессии.
К внешней презентации относятся и фотосессии. Они могут быть имиджевыми, где есть эмоция и настроение, и для байеров, где главное — вещь.
Создайте коллекцию под руководством професионалов: от идеи и мудборда до готовых эскизов за 6 дней на интенсивe
“Креативный практикум по созданию коллекции”.