Нельзя сказать, что fashion-индустрия закрыта людям без профильного образования. Для создания модного бренда можно нанять дизайнера, конструктора и целую команду профессионалов. Но что на самом деле определяет успех бренда? Как создать марку, которая попадет в тренды и станет символом эпохи? Об этом мы поговорили с основательницей модного бренда I AM Studio Дарьей Самкович.
Дарья, расскажите, пожалуйста, как вы пришли в моду?
Я с детства питала интерес к творчеству и обладала богатым воображением. Посещала художественную школу, в моём окружении было много художников. Уже в 11 лет я определилась с профессией, решив, что стану дизайнером-модельером. Мне было важно, как я одеваюсь, но в магазинах всё выглядело некачественно, неэстетично — поэтому я решила пойти в индустрию моды.
В 15 лет я поступила в колледж на модельера-конструктора в Минске, позже перевелась в Москву в Колледж лёгкой промышленности № 5. Это образование дало мне крепкую базу знаний по технологии, материаловедению, конструированию.
А как возникла идея запустить свой модный бренд?
Всё получилось случайно. После окончания колледжа я год училась у Вячеслава Зайцева на курсе по дизайну. Мои знания позволили мне создать дипломную коллекцию, нарисовать модели, сконструировать и отшить их — не нужно было тратить деньги на найм.
Я сделала сайт, опубликовала все модели. После этого мой бренд пригласили в Екатеринбург на Уральскую неделю моды. И хотя у меня была всего одна коллекция, я подумала: а почему нет? Немного подсуетилась, сделала прайс-листы и придумала концепцию самого бренда I AM.
Моя коллекция была в стиле smart casual, спорт-шик. Это было что-то
новое, неизведанное. И по цене я выступала как новатор: первый
middle-up во времена, когда на рынке был либо масс-маркет, либо люкс
Терехов, Симачёв, Ахмадуллина — подиумные истории с дорогими вещами. Я же вышла из первого поколения хипстеров, имеющих другой взгляд на индустрию.
Надо сказать, что это мероприятие не принесло мне заказов. Это было шоу, репутация, тусовка. Но тогда же начинали появляться первые маркеты, шоу-румы, блог Look At Me. Там опубликовали фото одной из вещей из коллекции, даже без указания бренда. Читатели начали писать вопросы, комментарии — оттуда и узнали про бренд, про сайт.
Всё это сложилось на энтузиазме и любви к своему делу. Я поймала нужный момент, потому что дизайнеров практически не было, кроме подиумных. Не было и инфраструктуры: где шить, где производить. Лекала, градацию, документацию делала сама. По удачному стечению обстоятельств нашла производство — разговорилась с продавцом, выбирая ткани в магазине. Вскоре смогла отшить уже по 10 вещей. Раздала по шоурумам, выставила на сайт. Так и начала набирать обороты.
Уральская неделя моды
Как вы нашли свою целевую аудиторию? На что вы ориентировались и что помогло в этом?
Я не думала о целевой аудитории. Тогда я не знала, что это такое, просто делала то, что мне нравится, и понимала, где это можно продавать. Я попала в струю. Можно сказать, что разные сообщества молодых, амбициозных стилистов, фотографов, комьюнити журнала Афиша стали основной целевой аудитории I AM.
Но в какой-то момент я поняла, что пошла на поводу у покупателя: появился перекос в романтичное, «девочковое», сексуальное, хотя мне самой как дизайнеру это не очень нравилось. Но и откровенно жёстко я не могла диктовать свои условия. Пришлось согласовать личные внутренние вопросы и внешние запросы потребителей.
Шёл 2013-2014 год. Мы глобально пересмотрели позиционирование. Появился бренд I AM Studio. Именно тогда я выбрала концепцию «доступная роскошь».
На модном рынке она уже была представлена, например, французскими брендами Maje и Sandro. Я восхищалась их дизайном, позиционированием, качеством. Их стилизация была «заточена» под французский вкус.
А я хорошо понимала вкусы московских модниц, и для себя выбрала именно эту стратегию.
Думаю, именно профильное образование, вкус, творческое начало и чутьё
позволили мне тогда уловить этот вайб.
I AM Studio полностью стал соответствовать их интересам: одеваться красиво, качественно, не в масс-маркете, но и не в люксе. К этому добавилась команда дизайнеров, которые разделили моё видение.
В 2015 году начал активно развиваться Инстаграм: мы смогли поймать эту волну и собрать вокруг себя комьюнити. Это важно! Многие популярные российские дизайнеры, которые мгновенно раскупались на модных Sunday Up Market, Podium Market, не смогли этого сделать.
Первый лукбук I AM Studio
Даша, вы сказали о команде дизайнеров. Как она создавалась, для чего?
Это заблуждение, что дизайнер делает коллекцию один или самостоятельно её придумывает. Возможно, с некоторыми подиумными коллекциями так происходит, но и в этом случае есть команда помощников.
Маркетинговый продукт вынуждает решать множество вопросов с универсальностью коллекции, её функциональностью, как она впишется в гардероб покупателя, как цвета будут сочетаться с вещами нашего бренда. Формирование коммерческих коллекций ориентируется на человека, который будет их носить. Поэтому без команды не обойтись: мозговые штурмы, анализ трендов, отсеивание креативных идей, которые не соответствуют нашей концепции актуальности вне времени.
Дизайн — это ёмкий, многоступенчатый процесс, в который вовлечены и
дизайнеры, и технологи, и конструкторы, и портные.
Например, дизайн зависит от технологии пошива и качеств ткани, как она струится и ложится.
Финальное решение было за мной: ассортиментная матрица, цветовая палитра, выбор тканей, утверждение эскизов и финальных образцов. По сути, это творческая работа байера-аналитика или креативного директора в сфере fashion. Он анализирует тренды, продажи и выдаёт идеи дизайн-отделу.
У нас сформировалась очень хорошая команда по дизайну, которая могла вполне самостоятельно вести всю работу по дизайну, я принимала участие перед запуском коллекции и на финальных этапах.
Очень важен контент, комьюнити, пиар и надзор за дизайном. Это была моя работа в последние несколько лет в I AM Studio.
Как считаете, образование дизайнера помогло вам найти «ту самую идею», которая выстрелила на рынке?
Чем больше знаний, тем лучше.
Нельзя сказать, что без профильного образования в моду невозможно попасть, но важны и нужны все профессиональные знания. Они дают вам неоспоримое конкурентное преимущество. Вы будете разбираться в тканях, в их структуре, свойствах, знать, как они ложатся и струятся. Понимать, что такое конструкция, создавать лекала — это целый инженерный труд. Это постоянная тренировка определённого восприятия одежды, которая в будущем создаёт творческо-аналитическую систему.
Можно сравнить эти знания с математическим аппаратом: изучение формул и теорий, которые никогда не пригодятся в жизни, но разовьют память и логику. Я — за углублённый подход.
Повторюсь: это не значит, что если вы не знаете базы, то не построите модный бизнес. Верно и обратное: если вы классный конструктор, знаете историю моды и современные тренды, это не гарантирует вам создание сильного fashion-бренда.
Помимо базовых знаний дизайна, конструирования, пошива, для сильного бренда необходимо развиваться в теме создания и построения ДНК бренда.
Сшить коллекцию, сделать сайт, организовать съёмку, сделать первые
продажи — это ещё не бренд. Я бы сказала, что создание бренда — это
целая наука. Успешного бизнеса без неё не построить.
Поэтому первый совет: обучаться построению бренда, коммуникации, определению ценностей и позиционирования. Внимательно изучать и анализировать потребности и боли целевой аудитории, попадать в них, решать проблемы своего клиента, развивать сильный маркетинг. Это основа успеха.
Если возвращаться к конструированию и технологиям, сейчас всё больше людей говорят, что это не так важно. Да, современные подходы отличаются от тех, что были 15-20 лет назад. Сейчас есть автоматизированные программы по конструированию, можно отдать этот вопрос и на аутсорс. Однако, на мой взгляд, всё это привело к тому, что люди одеваются «никак», однообразно, помято, неэстетично. Я бы назвала одежду, которая сейчас продаётся в магазинах, «шмотками». Это моя эстетическая боль: вещи сшиты криво, косо, выстирываются, вытягиваются.
Приведу в пример базовое правило конструирования: в клетчатом жакете сзади по спинке клетка должна ровно соединяться по шву. Сейчас даже известные бренды позволяют себе отступать от этого правила. Это выглядит неприятно, непрофессионально.
Я за профессионализм, осознанность и ответственность. Радует, что потребители становятся умнее, избирательнее, стремятся к добротности и долговечности.
Модели бренда I AM Studio
По вашему, дизайнер — это дар, способность или навык?
Зависит от контекста. Подиумные коллекции, где прорабатываются невероятно сложные стили, невиданные прежде тренды — да, здесь точно требуется дар и талант, а ещё образование (желательно художественное), креативность, дизайнерская мысль.
Для коммерческих коллекций важно знание рынка, анализ аудитории и конкурентов, интуиция или чувство социума, понимание, что нравится людям сейчас, что будет нравиться через год, прозорливость, футуристический взгляд.
Лично я разделяю эти вещи: можно делать фантастические коллекции, художественные и новаторские. Они могут стать востребованными, а могут и не стать.
Совсем другой мир — мир того, что будут покупать и носить. Для этой
истории помимо дизайнеров должны быть маркетологи, байеры, дизайнеры,
технологи, конструкторы. Важно знать и уметь сделать тренд
индивидуальным, работать с формой, преобразовывать детали в новые
вещи.
На кого из дизайнеров стоит равняться сегодня на мировом и российском рынке?
Признаюсь, у меня довольно субъективный вкус. Я не люблю носить то, что носят миллионы, даже если это Balenciaga. Мне мало кто нравится из мировых имён. Но всё же:
Новый Celine
Это мой идеальный гардероб: деним, винтаж, тренчи, куртки. Для меня это не продуманная коллекция, а составленный стилистом готовый гардероб, прямо с подиума в жизнь. При этом она создана не по классическому построению модной дизайн-коллекции.
Люблю их за wow-впечатление, crazy-стиль и преданность себе. Они уже 15 лет «играют» в ugly fashion, но не «хайпуют» на этом, как Balenciaga, например. Acne — бренд для ценителей.
Очень импонирует стиль, в котором он работает: полуспортивный шик, секси-шик на грани с гранжем. При этом качество, крой на высоте.
Выделяю несколько коллекций, хотя многие вещи повторяются, впечатление от этого смазывается.
Вы продолжаете учиться?
Сейчас я больше времени уделяю бизнес-навыкам, коммуникациям, выстраиванию команды, пониманию людей, их состояний, развиваю hard и soft skills, стратегическое мышление. Я изучаю fashion-индустрию, модный рынок, анализирую кейсы, читаю профессиональные отчёты, слежу за трендами.
Где берёте вдохновение? Как появляются новые идеи?
Проблем с вдохновением и новыми идеями нет, потому что уже сложилась некая творческо-аналитическая система, которой я придерживаюсь.
Работает и постоянное поглощение визуального контента: насмотренность, блогеры, стритстайл, выставки современного искусства, модные журналы. Важно всегда быть в творческом поле и анализировать обратную связь от покупателей.
Как творческий человек, посоветуйте, на какие ресурсы обратить внимание, чтобы развивать насмотренность, формировать вкус и стиль
Не буду оригинальной:
— просмотр всех показов. У меня приложение Vogue Runway, где собраны показы всех брендов, дизайнеров, сезонов. Важно пересматривать, всматриваться, анализировать. Одно это может занять год. Каждый день просматривайте новые лукбуки и новости. Отдельного внимания заслуживают мужские коллекции — там даже больше идей и креатива.
— Подписаться на аккаунты брендов в Инстаграме. Зарегистрируйте для этого отдельный аккаунт. Следите за российскими, зарубежными и мировыми брендами, которые нравятся вам по стилю, айдентике, позиционированию, визуалу.
— Pinterest — кладезь идей, информации и вдохновения. Нужно уметь искать там что-то оригинальное и уникальное.
— Подписаться на блогеров, инфлюенсеров, стилистов. Это отдельная когорта со своими интересами, вкусами, видением. Порой именно они диктуют моду и задают тренды. Важно следить за их лайфстайлом: как одеваются, куда ходят, о чём говорят.
Как думаете, реально ли сейчас стать успешным брендом, если быть бизнесменом, а дизайн отдавать на аутсорс?
Не могу ответить однозначно. Есть бренды, основанные исключительно на авторском взгляде, тот же Alexander Wang. В этом случае обязательно личное творчество дизайнера, талант, особое видение.
Есть бренды пижам и одежды для дома. Для этого не нужно быть творческим человеком, постоянно продумывать дизайн, искать фишки. Важнее знать, как сделать такую одежду практичной и удобной.
Знаменитый экобренд Pangaia — вообще больше не про моду, а про экологию.
MONOCHROME™ — это монобренд, они особое внимание уделяют посадке и качеству. Такому бренду нужен технический дизайнер, который разбирается в тканях, деталях, швах. Кстати, тоже выделяю их среди своих российских коллег.
12storeez — да, по каждому направлению необходим отдельный дизайнер: на деним, верхнюю одежду, трикотаж.
Но могу сказать точно: любому бренду нужен креативный директор, который отвечает за стилистическое оформление и подачу коллекций.
Я вижу будущее моды в digital, в развитии соцсетей, новых видах продукта и услуг. Одежда будет потребляться иначе.
Можете назвать необходимые навыки для предпринимателя, которые помогут выстроить сильный бренд?
Если вы — дизайнер и творческий человек, у вас есть вкус, понимание стиля, но нет предпринимательской жилки, совет один — искать бизнес-партнёра, который возьмёт на себя маркетинг, продажи, операционную деятельность и так далее. Можете выучиться этому самостоятельно в бизнес-школе.
Если вы — предприниматель, у вас есть идея создания и развития бренда, понимание потребностей и болей клиентов, умение закрывать их, навык продаж, но нет дизайнерского образования — либо ищите дизайнеров и подрядчиков, либо получайте базовое образование.
Недавно стало известно о вашем выходе из I AM Studio. Можете поделиться планами на будущее в профессиональной сфере?
В данный момент я сотрудничаю с брендом Эконика как креативный консультант. Они готовят весомые перемены: ребрендинг, новое позиционирование. Мне очень интересен этот путь — помогая им, я учусь сама.
Но я не вижу себя в роли консультанта на постоянной основе и не планирую вести образовательную деятельность.
Конечно, я думаю об открытии своего бизнеса, прорабатываю идеи. Когда есть опыт, образование, понимание процессов изнутри, перед тобой открыты все двери. У меня очень много предложений по сотрудничеству, и я почти определилась с проектом. Думаю, что скоро начнётся разработка продукта. Могу лишь сказать, что это в любом случае будет связано с модой. Так что ждите!
Что вы посоветуете тем, кто только начинает свой бизнес в моде?
Задать себе вопрос: я точно предприниматель? Современная повестка мотивирует всех, что нужно стать создателем, руководителем, владельцем бизнеса. Но это не всем дано. Поймите меня правильно: как ни крути, не все могут стать предпринимателями, нужен определенный склад личности, да еще и дюжина удачи. Но попробовать, конечно, стоит! Просто важно понимать на старте: «выстреливают» не все. Если этого не понимать, велик риск разочарования. Будьте готовы, что может не получится, и в этом нет ничего страшного.
-
Первое — нужно дать себе шанс провалиться, сразу договориться с
собой. Я призываю не рассматривать себя только с точки зрения
предпринимателя. Не каждый может им быть. Если вы грезите своей
идеей — идите и пробуйте. С помощью моих советов, курсов Fashion
Factory, саморазвития. -
Второе — развивать в себе профессиональные навыки и знания, которые
нужны на рынке. В модной индустрии не хватает специалистов, светлых
голов для разработки коллекций, организации производства, развития
бренда. -
Третье — сразу определиться с целями. «Я — дизайнер» или «Я —
предприниматель»? «Я хочу открыть один магазин» или «Я хочу создать
империю»? Любая цель влияет на путь. В зависимости от цели мы
решаем, как её достигать.
Запустите модный бренд за 4 месяца
Курс Fashion Impulse Pro поможет с нуля запустить модный бренд одежды, обуви, белья или аксессуаров. Вы пройдете путь от идеи до создания первой коллекции под руководством экспертов и научитесь вести успешный бизнес на модном рынке.