Труд, вложенный в вещь — это реальность, о которой люди начинают думать, когда шьют сами. Это еще одна причина беречь одежду и не выбрасывать надоевшее платье: усилия людей, которые его делали, заслуживают лучшей судьбы.
А еще затраты времени и труда влияют на себестоимость вещи и на экономику вашего модного бизнеса в целом. Их нужно будет учитывать, выбирая принцип производства: ателье, заказ партий у стороннего подрядчика или собственный цех.
Мы спросили у владельцев модного бизнеса, сколько часов труда уходит на разные предметы одежды, и каким образом они учитывают это при планировании. Уверены, после прочтения этого материала вы посмотрите на рубашку в своем шкафу совершенно другими глазами.
Во всех случаях, от крошечного ателье до промышленного производства, затраты времени закладываются в общий план. При этом сложно сравнивать затраты времени при индивидуальном пошиве и на потоке, потому что работа там и там строится по-разному.
Оценить временные затраты на одно изделие проще всего, если мы имеем дело с индивидуальным пошивом, где обычно один портной делает вещь от начала до конца.
В таких условиях возможны и маленькие партии, до десятка изделий.
Сроки изготовления вещи для заказчика объявляются с учетом очереди из других заказов, которая в сезон может быть значительной,
рассказывает Елена Чалова:
Вот такие примерные сроки Елена Чалова устанавливает в своем ателье
(без учета подбора основной ткани):
Общее количество заказов сильно зависит от сезона и других внешних факторов. Сколько же времени тратит опытный портной на одну вещь «по секундомеру», от и до?
Елена Чалова:
София Жарова приводит время из практики своего ателье — и рассказывает, на что оно уходит.
За один день можно собрать пальто — без воротника, без манжет и пояса, только на двух кнопках и недлинное. Длина имеет значение, как и размер: на пальто больше 54-го мы тратим на 30% больше времени.
Классическое пальто — это огромный объем работы: пояс, воротник, мембрана, утеплитель. Очень много зависит от фасона пальто. С цельнокроенным рукавом они шьются побыстрее; классический двухшовный рукав как у пиджака — самый трудоемкий. Втачивание головки рукава требует высокой квалификации; чтобы рукав лежал красиво — по окату рукав больше, чем по пройме — его нужно правильно посадить. Нужны подплечники, усилители головки рукава, подокатник — чтобы линия проймы лежала четко.
От начала до конца опытная портная шьет классическое пальто за три дня, и я считаю, это быстро.
Здесь вроде бы все просто: два шва сверху, два на деталях, которые дублируют лиф. Сложность — в крое по косой, потому что совмещение ткани двух деталей требует навыка, ведь при этом крое ткань не держит ни форму, ни длину.
И самое сложное — вставлять узенькую бретельку. Ее нужно так вставить в угол, чтобы не было лишней ткани. Изнутри прокладывается специальный шов — расстрочка, чтобы зафиксировать нижнюю ткань к припуску и нижний слой не выбивался. Топ может выглядеть просто, но в нем столько нюансов!
Делать рубашку — долго и сложно. Моя портная Алла шьет их на дому, я экономлю на ее рабочем месте, поэтому могу делать их не такими дорогими, какими они могли бы быть.
На производстве сшить качественную сорочку можно еще дешевле, ведь там есть специальная воротничковая машина. Дело в том, что верхняя деталь воротника должна быть чуть-чуть больше нижней, и при ручной работе их совмещение требует огромной концентрации внимания и ювелирной точности. Воротник в процессе нужно корректировать, формовать руками, утюжить. Все строчки должны быть ровными, а сам воротник — максимально симметричным.
Время зависит от фасона. Четыре часа уходит на юбку, где есть два боковых шва и подкладка. Еще час шьется пояс к ней; люди о таком обычно не задумываются.
На такую же юбку без подкладки и пояса уйдет три часа. А если шить такую юбку из денима с четырьмя карманами и с гульфиком на молнии (которую тоже надо втачивать по косой), то это займет все семь часов — почти рабочий день одного человека.
Елена Чалова:
Светлана Солныкова:
«Маленькие производства, с которыми я работала, ставят партию в график за два-три месяца, —
говорит Ася Спорыхина
. — Если считать время работы в чистом виде, пошив партии из 50 зимних курток может занять от трех недель до месяца, причем производство может в него не уложиться. У меня создается впечатление, что иногда завпроизводством переключает швей на тех заказчиков, кто громче крикнет».
София Жарова:
Большие производства позволяют автоматизировать (а значит, удешевить и ускорить) многие трудоемкие операции: в их распоряжении есть машины, которые делают воротники рубашек, карманы в рамку, петли на верхней одежде. Но если вы — маленькая дизайнерская марка, скорее всего, ваши портные практически все будут делать руками.
Ася Спорыхина:
Производство одежды большими партиями позволяет сократить затраты времени на одну единицу за счет разделения труда. «По операциям нужно шить любые изделия, не только сложные, —
рассказывает Светлана Солныкова
. — Главное, чтобы была большая партия, хотя бы 300 штук. Но кто-то шьет по операциям и от 100 штук».
При этом большое производство планирует свою работу за 4-6 месяцев вперед, продолжает Светлана Солныкова. Автоматизация позволяет сократить время на пошив, но применяется не везде. У «Форма-Т» — два цеха и 30 швей, партии начинаются от 1000 штук, но автоматизировано при этом не так много.
Средства малой механизации в швейном производстве — это разные виды лапок: для пришивания пуговиц, для рельефной строчки и шнура, для втачивания молний.
Приспособления помогают получить качественный результат и сократить время работы, а оно рассчитывается на секунды, продолжает Светлана Солныкова. «Норматив при отшиве на потоке — это количество секунд на выполнение операции, умноженное на стоимость секунды. Идут поправки на коэффициент в зависимости от сложности операции, а также на разряд швеи».
Анна Таран, технолог ProSew
:
Например, стачать плечевые швы нужно за 45 секунд, а чтобы втачать воротник, требуется более минуты. Это более сложная и ответственная работа, так как воротник придает вид изделию.
Сколько изделий нужно сделать за смену — зависит от количества швей в потоке и оснащенности оборудования. Например если говорить о рубашке полицейского, то норма на восемь швей — 90 рубашек. План швеям ставится каждый день, и еще у них есть норма выработки за месяц».
Но и на массовом производстве с его жесткими нормативами работу не всегда выполняют в срок.
— говорит Светлана Солныкова.
Работу дизайнера тоже можно измерить в часах, или хотя бы попробовать.
Ася Спорыхина создает 3D-визуализации в программе Clo 3D:
Обдумывать какую-то идею можно годами, но обычно есть какие-то рамки разработки. Коллекцию из 9-10 вещей я делаю месяца два с половиной, параллельно их допиливая. В Clo 3D рисую вещь от дня до недели. Опытный конструктор по нормальному ТЗ может и за пару часов нарисовать, но я думаю, он никогда в этом не признается!».
Все нюансы открытия своего производства на курсе«Свой швейный цех».Расскажем, как организовать весь процесс: от выбора помещения и оборудования до поиска швей и бюджета на запуск.Старт онлайн-потока 22 сентября.