Оставьте заявку и получите бесплатную консультацию

Как выбрать российскую фабрику для пошива коллекций

Blog

В жизни дизайнера одежды однажды наступает важный момент: переход от единичных вещей к небольшим партиям. Если вы хотите развиваться и зарабатывать больше денег, нужно переходить к серийному производству, и обычно на первых порах это не собственный цех, а аутсорс. Как выбрать производство, которое будет отшивать ваши коллекции качественно и в срок?

Мы взяли несколько лекций от спикеров Fashion Factory School, дизайнера Кати Ерохиной и владелицы швейного производства Светланы Солныковой, и подготовили для вас выжимку с практическими советами.

Когда вы готовы к заказу на фабриках

Под фабрикой обычно подразумевают крупное производство, от 30-50 швей и более. Обычно они принимают заказы от 500-1000 изделий. Поэтому на первом этапе для размещения заказов вам нужны небольшие цеха, в которых 5-10 швей. В таких цехах реально размещать от 50 изделий на артикул.

Если изделий в партии меньше 50, невозможно будет выстроить поток, и один человек будет шить изделие целиком, соответственно, и цена будет выше.

На большой партии можно оптимально с точки зрения продуктивности распределить количество людей: кто раскраивает, кто отшивает. Например, если раскройщиков мало, а швей много, раскройщики должны кроить настилом (то есть несколько деталей одновременно).

Где искать фабрики

Дизайнер Катя Ерохина советует посещать для этого профильные выставки. «Текстильлегпром» проходит в Москве два раза в год; там вы найдете представителей производств и поставщиков тканей и фурнитуры. На вашей стороне тот факт, что перед фабриками стоит задача — заполнить производственные мощности. Если вы подготовитесь профессионально, вам будут рады!

За советами и рекомендациями можно обращаться к поставщикам тканей и фурнитуры. Они обычно знают, кто из чего шьет, и охотно делятся. Не упускайте возможности получить новые контакты на профессиональных выставках — например, на CPM.

Спрашивайте у существующих партнеров, кого бы они могли порекомендовать. Часто они знают ваш уровень и уровень ваших цен, требования к качеству; им выгодно, чтобы вы пришли к ним, причем неважно, будете вы шить у них или они перераспределят ваш заказ на какого-то партнера. Профессиональные начальники производства будут давать вам хорошие контакты.

Что необходимо для размещения заказа

Когда вы ищете фабрику для производства коллекции, стоит начать с собственной подготовки, считает Светлана Солныкова, лектор курсе «Швейный цех для модного бренда». И фабрикам, и дизайнерам приятно иметь дело с профессионалами. Иногда на производство приходят люди без лекал и без образца, только с картинкой из интернета, и сразу спрашивают, сколько это будет стоить. Не делайте так!

Чтобы ваш диалог с фабрикой был продуктивным, вас слышали, вам помогали и давали ценные рекомендации, слушайте, что говорят вам люди на производстве, и хорошо подготовьтесь к разговору.

Производству нужно внятное задание. Оно состоит из технического рисунка, технического описания, лекал и образца.

Технический рисунок

Не путайте его с эскизом, то есть художественным рисунком, который отражает видение дизайнера. Технический рисунок фиксирует все детали модели, которые производству нужно воплотить. Его может сделать технолог или фрилансер; рыночная стоимость такой работы — 2000-3000 рублей.

Техническое описание

Состоит из нескольких точных предложений с терминологией: силуэт, прилегание, описание всех элементов. Составляет технолог или фрилансер; для этого нужно дать техрисунок и образец изделия. Стоимость этой работы — от 5000 до 10000 рублей, но этот документ вам сильно поможет в диалоге с производством.

Например, если вы хотите заранее узнать, сколько будет стоить партия — отправляйте технический рисунок и техническое описание.

Образец

Иногда образец прорабатывают дистанционно. Для этого вы отправляете на фабрику ткань, фурнитуру, лекала.

Смотрите на эталонный образец, отшитый технологом. Вам станет понятно, какое в цехе есть оборудование — распошив, плоскошовка. Если чего-то сделать не смогут, вы это увидите. Поэтому лучше на новое производство отправить что-то сложное, с окантовками, где можно что-то испортить или наоборот, продемонстрировать мастерство.

Образец можно сшить в лаборатории в вашем городе. Это удобнее всего, если вы хотите получить именно то, что хотите. Наконец, можно заказать эталон по техническим эскизам и лекалам на самой фабрике, если у производства есть собственная лаборатория.

Первый образец лучше всего отвезти на фабрику лично, чтобы обсудить с технологом производства. Фабрика повторяет образец и дает вам обратную связь по неточностям, если они есть. Параллельно вы обратите внимание на некоторые базовые вещи, которые мы подробно рассмотрим ниже.

Какая нужна документация к образцу

— Подписанная накладная о сдаче-приемке товара: что вы сдали эталон-образец, лекала (все это — объект авторского права, если потребуется доказать плагиат). Излишки ткани вы будете забирать также по этой накладной.

— Техническая документация по модели: паспорт изделия с нормативами по расходам ткани, по фурнитуре, табличная информация для производства. Техническое описание, в котором нужно подробно описать последовательность сборки изделия. Все это нужно, чтобы упростить исполнителям задачу, а они сделали все именно так, как вы задумали.

— Табель мер: все размеры изделия, параметры по ключевым замерам. Мерки снимаются с изделия. Этот документ нужен, чтобы если на производстве изделие подсело, у вас были точки опоры. Табель — одно из приложений к договору с производством.

Знакомство с фабрикой: на что смотреть

Если эталон-образец вас устроил, собираетесь всей командой (вы, технолог, менеджер по размещению заказов) и отправляетесь на производство. Вам нужно посмотреть, что это за производство, какая там культура работы. Может, они не шьют сами, а отправляют в Иваново, и вы потом не сыщете концов. Вы увидите, есть ли порядок, насколько они успевают со сроками, кто там работает.

Расспросите о них, расскажите о себе. Идеально взять с собой в эту поездку промышленного технолога, он обратит внимание на гораздо большее количество деталей, чем вы.

Попросите провести вам краткую экскурсию. Это необходимо, поэтому если вам в этом отказывают, лучше не связываться с этим производством, считает Катя Ерохина.

— Обратите внимание на чистоту и порядок в помещении; как часто моют полы.

— Насколько свежим и работоспособным выглядит оборудование, ухаживают ли за ним. Даже если у вас нет особого опыта, обычно это видно, как видно по автомобилям.

— На производстве должен быть хотя бы один компьютер. Если его нет, ваша связь с цехом будет сильно замедлена, считает Светлана Солныкова.

— У подрядчика должен быть смартфон, а на нем — WhatsApp. Это снова про экономию времени. Если что-то не получается, они могут сфотографировать узел и сразу вам отправить.

— Очень важно, какое в цехе оборудование.

Если вы шьете что-то сложнее футболки, нужна ленточная раскройная машинка: она дает высокоточный крой на потоке. Такую же точность можно получить, если кроить ножницами по одной штуке, а это медленно и очень дорого. Проходной дублирующий пресс нужен для дублирования манжет и воротничка, передних полочек жакета. Пресс проходного типа представляет собой ленту: ткань и дублерин проходят его и склеиваются. При стирке с такой вещью ничего не происходит. Есть прессы и других типов, но проходной подходит для крупных партий. Также вам понадобится профессиональный промышленный парогенератор, большой, с большим столом.

— Поинтересуйтесь на фабрике, что они еще шьют. Из одной ли это категории с тем, что вы собираетесь шить? И оборудование, и руки швей должны быть заточены на определенный ассортимент и виды тканей.

Идеально, когда цеха имеют специализацию. Например, те, кто шьет только трикотаж, делают это значительно качественнее, чем те, кто шьет все: трикотаж подвижный и пластичный, к работе с ним нужно привыкнуть.

— Спросите на производстве, кто занимается ОТК (отдел технического контроля), то есть проверкой качества. ОТК на фабрике должен быть обязательно, но к сожалению, на нем часто экономят. Если его нет, это должно усилить сомнения, стоит ли с этой фабрикой работать.

— Если в цехе работает больше 10 швей, очень желательно, чтобы в нем был штатный механик. Часто говорят, что есть приходящий — раз в месяц. Это значит, что оборудование не проходит тонкую настройку с одной ткани на другую.

Золотые правила взаимодействия дизайнера с фабрикой

  1. Всегда работайте по договору. Если фабрика отказывается заключать договор — разворачивайтесь и уходите.

  2. Не работайте по полной предоплате. Либо 50/50, либо оплата по факту. Иначе можно испортить отношения даже с постоянными партнерами. Постоплата, оговоренный график платежей.

  3. Договор желательно подписывать на каждое размещение, на пошив конкретной модели. К договору приложите опись изделий, накладную приемки, опись лекал — все это нужно, чтобы если вас скопируют, вы могли доказать, что это ваша разработка.

  4. Расчеты — только безналичные. С наличными трудно доказать, что вы вообще что-то отдавали. Безналичный платеж виден; так вы докажете, что деньги ушли.

  5. Лучше не размещать весь ассортимент на одном производстве. Оптимально 2-3 модели. Это снижает риски. Еще лучше, если это будут три цветомодели: упрощайте жизнь производству тоже. Дело в том, что мелкосерийные производства не шьют тысячами штук. Одновременно с вами может прийти более выгодный заказ, да еще и простой, и его пропустят вперед. Если вы разместите 5-6 изделий, они все встанут в очередь; опоздает вся коллекция. К тому же с точки зрения финансовых потоков оплачивать по три штуки выгоднее, чем одновременно. Если у вас одно производство, нужно будет сразу отдать ощутимую сумму за пошив. Гибкости в плане платежей у вас уже не будет.

  6. Учитывайте специализацию производств. Если фабрика хорошо шьет легкие платья, не размещайте на ней пуховики. Перенастройка оборудования, наработка опыта будут происходить на ваших изделиях. Результат вам не понравится.

  7. Контроль качества должен быть на всех этапах производства. Вам нужно приехать с технологом и запустить изделие, посмотреть, как первая единица будет собрана. Самый первый экземпляр вам соберет технолог, а ваши вещи будут шить швеи; вам нужен первый образец от швеи. Бывает, что прорезали петлю не в том месте, и изменить изделие уже нельзя. На упаковке — 100% разбраковка, то есть вам нужно смотреть каждую вещь перед упаковкой. Тогда вы оставите на фабрике все, что вам не понравится. К тому же это хорошо действует на партнеров: они будут знать, что вы все проверяете.

Еще несколько вопросов для знакомства с новым производством:

— стоимость, сроки и условия производства образцов;

— минимальный объем заказа;

— как производят прием сырья, есть ли станок для разбраковки (проверяет качество тканей);

— как организована логистика, есть ли свой транспорт для доставки партии;

— как получают и отправляют посылки (образцы);

— есть ли представитель в Москве;

— есть ли склад для хранения материалов и готовой продукции, и как там организовано хранение;

— как работают с документооборотом, отчетностью;

— кто будет вести ваши заказы (общаетесь с одним лицом или обращаетесь к разным сотрудникам по разным вопросам).

По этой теме у нас есть курс «Швейный цех для модного бренда». На нем преподают дизайнер Катя Ерохина и Светлана Солныкова — владелица швейного цеха, которые предоставили информацию для этой статьи.

Дата публикации: