Оставьте заявку и получите бесплатную консультацию

Интервью: Анна Рыкова — о работе в Африке, съемки сериала для TikTok и перспективах российской индустрии моды

Blog
 

Анну Рыкову по праву можно отнести к числу основоположников модного глянца в России. Уже более 20 лет Анна формирует актуальную модную повестку российской фэшн-индустрии, параллельно с этим приобщая столичную общественность к искусству и моде Африки. О том, как начать карьеру дизайнером на обувной фабрике, а стать руководителем первого агентства стилистов в России и первого фестиваля про Африку в Москве, — читайте в нашем материале

О работе в глянце

По образованию я дизайнер обуви. В начале нулевых легкая промышленность переживала сложные времена, выпускникам Текстильного Университета или Института Легкой промышленности работать было негде. Несмотря на то, что с третьего курса я работала по специальности, после окончания учебы мне пришлось освоить и другие профессии. Например, получив диплом, подрабатывала визажистом. В этот период однокурсница порекомендовала мне отправить свое резюме в редакцию журнала. На тот момент глянцевых изданий было не более пяти, и я написала в каждый из них. Из Cosmopolitan мне ответили первыми, и я, к своему удивлению, весьма просто и быстро прошла собеседование. Как оказалось, им остро требовались люди с профильным образованием в индустрии моды. Так сказать, я оказалась в нужное время в нужном месте. Думала, что моя работа в Cosmo продлится пару месяцев, а в общей сложности я задержалась там на 12 лет.

Я ушла из журнала, потому что перестала понимать, для чего и для кого мы его выпускаем. Разумеется, так было не всегда, но сейчас, на мой взгляд, менеджеры глянец погубили. Специалистов, которые проработали в глянце больше 10 лет, почти не осталось. Во главе угла — забота о финансовой стороне и поддержке рекламодателей, а не запросы аудитории. И читателю становится скучно, он все понимает. В последнее время только и ведутся дискуссии о том, что печатные издания неэффективны и постепенно «умирают». Я считаю, что это — результат вышеупомянутой проблемы. В Европе, например, печатная пресса чувствует себя вполне живой. 

Про «воспитание» насмотренности 

В университете я получила исчерпывающее понимании того, как создавать полноценный look, поскольку будущим дизайнерам по обуви преподавали все то же, что и модельерам. Когда пришла работать в глянец, то у меня не было ощущения нехватки каких-то знаний. К тому же, в то время вся команда училась вместе, на ощупь, по наитию. В университетские годы я ходила в книжный магазин «Москва» и маленький киоск на Тверской улице, где можно было найти какие-то западные журналы. Я уже тогда свободно владела английским языком, поэтому не только листала их, вдохновляясь работами зарубежных коллег, но и читала статьи о моде и разного рода полезные советы по подбору одежды. Эта привычка, конечно, очень помогла мне в профессии. Когда к нам в университет привозили журналы, мы их жадно разглядывали, что-то покупали, если были деньги…Сейчас, в эпоху интернета, это может показаться удивительным, но все это было, на этом и учились. 

Про вдохновение 

Традиционные ремесла и современный дизайн Африканского континента — источник постоянного вдохновения. Уровень абстрактного мышления, которым обладают творческие люди в Африке — это нечто уникальное. Оно другое, в корне отличающееся от европейского. Моя последняя поездка в Лагос, и работа с местной командой заставила вспомнить себя 10 лет назад, когда я творила свободно, смело и не была «испорчена» требованиями коммерческого отдела и клиентов. Еще меня вдохновляют женщины. Особенно те, кто смело выражают свой внутренний мире через одежду. 

Вообще, вдохновение приходит внезапно, но реализация задуманного требует времени. Поскольку моя работа, как стилиста и креативного директора, напрямую связана с командой, то ее (команду), в первую очередь, нужно грамотно сформировать. После — со всеми обговорить детали и найти общий язык. Сейчас в разработке три проекта, которые требуют тщательной подготовки: от логистической до финансовой 

О привязанности к Африке 

Мое увлечение Африкой началось на 3 курсе университета. Все мои творческие работы так или иначе были связаны с культурой или модой африканского континента. Впервые я отправилась в ЮАР на съемку для Cosmopolitan — это была моя мечта. В ту поездку меня впечатлил высокий уровень местного видео и фото-производства и их подход к полному съемочному циклу. В Кейптауне уже тогда были студии на любой запрос, профессиональное оборудование — все то, что в России на тот момент отсутствовало. 

Помню, когда пришло время уезжать, я плакала, потому что мне хотелось остаться. Но с тех пор стала ездить чаще, Африка «затянула». Когда начала работать в Marie Claire, то подготовила материал об одной из первых Недель моды в Нигерии. В тот период завела много контактов, которые в жизни мне очень пригодились для будущих проектов, в числе которых — фестиваль, посвящённый современной Африке. Последние лет восемь бываю в Африке от двух до пяти раз в год, реализую фотосъемки и другие проекты, связанные с модой. 

О работе в Африке 

У европейцев и африканцев разное отношение ко времени, что сказывается на подходе к работе. У европейцев, например, есть отправная точка — рождение, и конечная — смерть. Для африканцев вся жизнь — это замкнутый круг, внутри которого — бесконечность. То есть они живут без привязки к конкретному жизненному периоду, поскольку рассматривают себя как тот самый источник времени. Поэтому у них и отношение к дедлайнам другое. Встреча назначена на 8 утра? — хорошо, если к полудню все соберутся. Для европейцев это показатель необязательных людей, но африканцы так живут. В чужой монастырь со своим уставом не ходят, поэтому для совместной работы нужно принимать во внимание и эту особенность, и закладывать больше времени. 

О создании коллекций африканскими дизайнерами 

Учитывая климатические особенности, местные дизайнеры, как правило, создают одну коллекцию в год, за исключением ЮАР, где есть сезонность, поэтому там две Недели моды в год: с показом весенне-летних коллекций и зимних. 

Африканские дизайнеры удивительным образом совмещают в своих коллекциях традиционные для их региона элементы с европейским стилем. Одни в коллекциях стремятся возродить свои ремесла, традиции, другие — поднимают тему экологии, которая не менее актуальна, чем в развитых странах. Кстати, недавно, в Руанде ввели закон на запрет second-hand одежды, которая по сути является тем же западным мусором, которому нет места в США и Европе. 

Работа дизайнеров в странах Африки мало чем отличается от работы дизайнеров в России, например. Все начинается с эскиза, дальше подбирается ткань. Дизайнеры редко работают от материала к коллекции, а не наоборот. Однако были моменты, когда именно ткань диктовала и даже создавала тренд. Например, много лет назад африканские модельеры шили из ткани waxprint (ее использовал дом Dior для создания круизной коллекции 2020). Сейчас в Нигерии очень популярна ткань adire, из нее шьют буквально все. Тренды, как правило, задерживаются надолго, так как быстрой моды здесь не существует. Одно время были модны баски, сейчас же все носят вещи асимметричного кроя.

О сложностях африканских дизайнеров 

Лишь единицы дизайнеров имеют возможность уехать получать профильное образование в Европу или Америку и, как правило, обратно уже не возвращаются. Большинство же дизайнеров – самоучки.

В целом, у африканских модельеров такие же трудности, как и у российских, — с производством, тканями, дистрибуцией, инвестициями. Пожалуй, им чуть сложнее с тканями, так как то, что можно найти на местных рынках (а это в буквальном смысле рынки), не всегда годится или бывает в нужном для создания коллекции количестве. Дизайнеры, которые работают с местными производителями, часто «проседают» в качестве выполненных изделий или опаздывают по срокам. 

Выход на зарубежный рынок сопряжен с рядом сложностей для всех дизайнеров, вне зависимости от страны их пребывания. Представьте, что зарубежный байер захотел оранжевую рубашку из коллекции, но в голубом оттенке и другого размерного ряда. А у дизайнера нет ни такого красителя для ткани, ни возможности инвестировать в повторное производство. На этом экспорт стопорится. 

Еще одна проблема для местных дизайнеров — это широкий спрос на услуги ателье. У многих жителей континента есть свои портные. Африканцы могут заглянуть в дизайнерские бутики, приглядеть для себя вещь, но не купить, потому что им по аналогии, но дешевле, сделает портной.  

Африканская мода на российском фэшн-рынке 

Несмотря на то, что Африка сейчас у всех на слуху и есть определенный интерес к континенту, в том числе в России, пока рано говорить о том, что коллекции африканских дизайнеров заполонят наш рынок моды. Это отчасти связано с тем, что в большинстве своем россияне до сих пор отдают предпочтение классическому стилю и сдержаны в выборе цветовой гаммы. На мой взгляд, это некие пережитки советского прошлого, когда выделяться было неприлично. Нужно было быть как все и это очень повлияло на вкус людей советского времени. Думаю, у многих россиян остался этот страх перед «бабушкой на лавке», перед взглядами людей в метро. Африканцы любят и умеют наряжаться, они свободны в проявлении своего стиля, они яркие и оригинальные, а у нас яркие этнические принты и смелые комбинации цветов еще не до конца понимают и принимают.  

Про Africa Art, Fashion & Food Festival

Пару лет назад мы организовали в Москве фестиваль, посвященный культуре, искусству и моде Африки. Наша столичная «почва» еще очень сырая для подобных ивентов, но в целом фестиваль восприняли хорошо и просят еще. Это приятно! Мы провели не просто фольклорный фестиваль, а посвятили его современной Африке. В наступающем году обязательно повторим!  

Что касается организации, то это было невероятно сложно. Во-первых, наша команда состояла лишь из четырех девушек. И, откровенно говоря, не хватало рук и голов. Во-вторых, африканские посольства были абсолютно инертными. Мы пробивались, настаивали, убеждали в успехе проекта, но с их стороны поддержи так и не получили. Несмотря на это, фестиваль успешно реализовали!

Один из моих партнеров по фестивалю — Присцилла Чигагиро — в прошлом модель, владелица концепт-стора в Хараре (Зимбабве) и бывший организатор недели моды в Зимбабве. Изначально она хотела в Москве организовать неделю африканской моды, но при первой же встрече я ее убедила, что еще одна неделя моды не очень актуальна. Мне важно было донести до людей, что Африка — это не только сафари, бедные регионы, племена и первобытные общины. Это уникальный континент, который богат на культурные события — от музыкальных фестивалей до биеннале современного искусства. В больших городах есть дорогие рестораны и уютные кафе, галереи, выставки, — список можно продолжать бесконечно. Об этом нужно говорить, поскольку россияне, в большинстве своем, увы, до сих пор мыслят некими устоявшимися стереотипами об Африке. 

На фестиваль мы пригласили дизайнеров, музыкантов, фотографов, привезли художника из Кабо Верде Алекса Да Силву, а в ГУМе состоялась выставка фотографа из Габона Янниса Дэви Гуибинга. Был организован масштабный маркет с дизайнерскими вещами и украшениями. И здесь, кстати, произошла ломка стереотипов! Людям почему-то казалось, что если вещь произведена в стране третьего мира, то должна стоить 3 копейки. Ничего подобного! Привезенные изделия были сделаны из тканей ручного производства или расписанных вручную, и поэтому не могут быть дешевыми. 

На фестивале мы также знакомили гостей с блюдами местных кухонь из поп-ап-меню, разработанного шеф-поваром из Зимбабве. Все присутствующие могли также научиться танцам, послушать лекции о моде, искусстве и путешествиях.

Про создание первого агентства стилистов в России 

Как говорится, «если хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам», и мы с моей подругой Зоей Сохор основали первое агентство стилистов в России Style Solutions, поскольку эта ниша пустовала. Когда я делаю съемку за границей, стандартной практикой является обращение в агентство. Я делаю запрос, что мне для съемки нужна модель определенной внешности, парикмахер, визажист, стилист и под проект находят квалифицированных специалистов. В России до сих пор привыкли для таких случаев работать по наработанным личным связям. Однако в таких случаях никто не застрахован от того, что в последний момент кто-то из членов команды по какой-то причине может отказаться. В то время как агентством в таком случае всегда будет найдена альтернатива.

На мой взгляд, мы еще очень далеки от профессионального подхода к организации съемки, и необходимо начать это менять. Понимания ради — зарубежные коллеги всегда ищут команду под проект. Например, если съемка в лавандовых полях, то подбирают фотографа, который хорошо снимает на локации, ищут стилиста с соответствующим опытом, опытную модель и так далее. В нашей стране, как правило, на каждый проект одна команда — та, с которой комфортно работать. Страдает от этого, безусловно, результат. 

Про съемку молодежного сериала для Tik Tok

Один из последних и наиболее интересных проектов, который мы реализовали в рамках агентства — это съемки молодежного сериала «Youngsterz» для Tik Tok. Я вообще стараюсь не упускать подобного рода авантюры, чтобы, как говорится, «не заржаветь». Поскольку новые медиа развиваются молниеносно и не хочется отставать. 

Формат был в новинку для всей команды, поэтому присутствовали определенные недочеты в организации. В ходе съемок неоднократно переписывался сценарий. С нашей стороны требовалось продумать образы героев, подобрать им одежду к каждой сцене. Для этого мы изначально ознакомились со сценарием, с характеристикой персонажей, чтобы через внешний вид максимально передать их характер и темперамент, ведь одна серия длится менее минуты.

Весь сериал был снять на iphone. Было интересно работать с сет-дизайнерами, которые одну и ту же комнату переделывали так, чтобы она в разных сценах менялась до неузнаваемости. Актерами выступили простые ребята лет 14-16. Они были настолько живыми и увлеченными, что сыграли как профессионалы. В целом, вся съемочная команда — это молодые ребята. Уже сейчас этот сериал доступен на платформе Tik Tok.

Про рабочие будни

Мой рабочий день построен в формате многозадачности. В этом плане ничего не поменялось со времен работы в глянце. Всегда присутствуют съемки — отсняли одну, готовимся к другой — готовим мудборд, подбираем образы. И так по кругу. Параллельно с этим готовлю на следующий год фестиваль Африки, преподаю. Каждый день строится по-разному, в зависимости от задач и приоритетов на данный момент, но всегда — насыщено. 

{"width":960,"column_width":122,"columns_n":6,"gutter":45,"line":20}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Open Sans; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 24px;}"}
Дата публикации: